На одном из наших семинарских занятий озвучивалась позиция того, что современная России не сможет «выкрутиться» из достаточно непростой экономической ситуации, с которой она сталкивается сейчас только посредствам привлечения денежных ресурсов и обеспечения их оборота в стране, а посредствам создания должной и соответствующей производственной базы. Экономика страны не может держаться на плаву только за счет экспорта природных энергетических ресурсов. Таким образом я хочу сказать, что одной из основных функций государства на нынешний момент является создание мощностей перерабатывающей, пищевой, технологической, машиностроительной промышленностей.
Хочу привести пример одного более ли менее удачного действия правительства нашей страны по отношению к автомобильной промышленности.
На примере протекционистских мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировании рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными – происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество иностранных авто было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые автомототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.
Что ж, по своему опыту знаю, что иностранные машины покупать меньше не стали, но зато мы не лишились такой важной отрасли как автомобилестроение.
Что касается фиксации цен, так на протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и не приводит к установлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.
Конечно, при формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных товаропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше и как в принципе сделало наше правительство.
Сейчас уже ясно, что объектами пристального внимания государственных органов должны быть:
− Проблема выбора стратегии общенационального развития, главной составляющей которого является укрепление единства государства;
− Проблемы рационального освоения районов, богатых природными ресурсами; экономическое и социальное развитие Севера, Восточной Сибири; энергообеспечение восточной части страны и т.п.;
Перейти на страницу: 1 2 3
|