Равна ли экономика национальной экономике – ? А если нет, так что же это такое?
Экономика
– это наука об эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов – природных запасов, трудовых ресурсов и капитала – с целью удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.
В основе же государственной политики находится не собственно рыночная экономика ( она предполагает удовлетворение потребностей посредством спроса и предложения ) как таковая, а ее национальная модель.
Этот термин – «национальная экономика» – представляется в двух ипостасях: им обозначают пространственно определенную и национально специфическую организацию экономической жизни и отрасль науки, изучающую эту реальность. Второе исследует следующее:
экономический потенциал страны, его размещение, национальный рынок, место страны в мировой экономике;
специфику форм правления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких, как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на экономический рост;
степень государственного вмешательства в экономику ( от почти свободного рыночного хозяйства до его почти полного огосударствления ), создание национального экономического порядка;
традиции и национальную психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.
Многие исследователи полагают, что несущей конструкцией национальной модели являются традиции и менталитет, на них крепится общий формат – государственное регулирование, к ним приспосабливается инструментарий экономической политики.
Для полноты картины нужно, на мой взгляд, раскрыть сущность российского менталитета, российских традиций и духовных воззрений русского человека, т.е. суть национального характера.
По словам Н.Ф. Федорова[1], меланхолический склад россиянина обусловлен широтой евразийского пространства, что не способствовало якобы развитию упорства во внутренней борьбе, но создавало удаль, могущую иметь применение не только битвах с кочевниками. Климат России закалял человека.
Бескрайние просторы при относительно низкой плотности населения порождали так называемое «пространственное видение» ( Н. Бердяев ), относящееся еще ко времени перемежно-подсечного земледелия[2]. Бескрайние просторы наделены странной властью – они завораживают, поглощают человека. Само слово «простор» непереводимо, «мы – геологический продукт обширных пространств», – считал Чаадаев.
Россиянина посещает порою некая отрешенность от всего мирского, возникающая на фоне монотонности существования и жизненной тоски, увлечения религиозной мистикой, ожиданиями «чуда».
В числе свойств нашего народа можно назвать также терпение, смирение, своего рода инстинкт самосохранения в горькую годину. Петр Чаадаев писал о «слепой покорности силе вещей и всякой власти». В то же время эта черта является как бы обратной стороной веры в предначертанность, в судьбу.
Русского человека отличает преобладание эмоционального начала над рациональным. Другой эмоционально окрашенной особенностью его души является выдающийся художественный вкус и талант; недаром Россию называют родиной воображения, склонного порою к утопиям и трагизму.
Столь же важными для нашей страны являются традиции и духовное начало, религия – православие. Вспомним, что всякий раз, когда Россия выходила из, казалось бы, безнадежного положения, народ был охвачен порывом – неким общим стремлением. Так было в Смутное время, во время нашествия Наполеона, в революцию 17-го года, во время Великой Отечественной войны и восстановления разрушенной экономики. Этот общий порыв заставлял людей работать, идти на лишения, мириться с горем. В сознании людей он всегда связывается с духовным и живым, с образом Совести народной
.
Своими корнями этот символ уходит в духовный опыт нашего народа, в его религию.
Дух западного ( европейского и американского ) капитализма был сформирован тем аскетическим акцентом, присутствующем в протестантстве. Пастыри учат, что Бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством богоизбранности являются твоя энергия, твои успехи. Тем самым предпринимательство получало нематериальный стимул к активной деятельности. В православии же провозглашается равенство всех людей перед Богом.
Это и есть символ Совести нашего народа: «Спасутся все или никто». Вот что является ключом к пониманию духовных начал российского общества. А как известно, экономические успехи и благосостояние народа вытекают из его духовного возрождения, обновления. Таким образом, для нашего общества высшей ценностью, в отличие от западной морали, является коллективизм.
|