Предметом российского государственного внимания с давних пор являлась «тарифная политика». Большинство экономистов – меркантилистов, физиократов, реформаторов – склонялись к протекционизму, к введению и повышению импортных пошлин.
Сперанский, будучи министром при Александре I, установил дифференцированный таможенный тариф (1810 г.). Мордвинов опубликовал в 1815 г. книгу, где предлагал по возможности «ослабить импорт», особенно предметов роскоши.
Дискуссия о тарифах завершилась в конце прошлого века резким поворотом к протекционизму. Если в 70-е гг. XIX в. средняя ввозная пошлина составляла 10%, то в 90-е гг. она повысилась до 33%.
Вследствие абсолютизма страна практически не переживала более или менее длительного периода «laissez-faire» ни в экономике, ни в общественной жизни.
В конце XIX в. экономическое присутствие российское государства подверглось изменениям. Имели место реформы Витте. Но все же для нашей страны в то время был характерен этатизм[22]. В экономике присутствовал огромный государственный сектор, ядро которого составляли казенные заводы в основном в сфере тяжелой промышленности. Эти предприятия были: 1) вне стихии конкуренции, 2) выключены из сферы рыночной экономики. Это явилось, во-первых, следствием плана С.Ю. Витте по индустриализации страны (Его план предусматривал: a) индустриализацию России и ее населения, b) изменение социальной структуры страны и общества (ее менталитета и т.д.) для создания в государстве индустриального общества.) и, во-вторых, логическим завершением процессов, начавшихся во время мануфактурного хозяйства и петровского периода. Государству принадлежало: 2/3 железных дорог; множество земель и лесов; заводы и фабрики. Этот удельный вес давал ему право вмешиваться в экономику, с одной стороны. Но с другой, это позволяло государству вести железнодорожное строительство и стимулировать развитие отрасли черной металлургии; проводить протекционистскую политику; создавать благоприятную почву для проникновения иностранных инвестиций в экономику страны. Таким образом, на переломе XIX – XX вв. в России были заложены основы профессиональной экономической политики.
После Октября 17-го г. была установлена государственная монополия практически на все виды хозяйственной деятельности. Она сочеталась с централизованным планированием и директивными методами макроэкономического руководства, распределения ресурсов и установления цен. Власть над вещественными факторами производства соединялась с властью над людьми. Государственная монополия превратилась в своего рода насос; «отжатые» средства тратились нерационально, и экономическая жизнь обескровливалась.
Рудименты хозяйственной монополии государства сохранились до сих пор (например, так называемые естественные монополии), к ней порой добавляется монополистическая политика новых структур в энергетике и банковском деле, в нефтедобыче и в нефтепереработке, цветной металлургии и некоторых других отраслях.
|