Большая степень прогрессивности налоговых ставок предопределяет большие чистые потери. Для смягчения неравенства в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы, которые вступили в действие с 2002 года при осуществлении отчета о доходах за 2001 год.
Таблица 2.3.5.
Основные налоговые льготы при уплате налога на доходы физических лиц за 2001 год3.
Вид льготы |
Суммы, необлагаемые налогом с 2001 года |
1 |
2 |
Стандартные вычеты из заработной платы всех граждан |
400 рублей в месяц при доходе до 20 тысяч рублей в год |
Компенсация затрат на содержание детей |
300 рублей в месяц на каждого ребенка при доходе до 20 тысяч рублей в год |
|
|
На продажу жилья, дач, земельных участков |
А) выручка до 1 миллиона рублей, если имущество находилось в собственности до 5 лет.
Б) любая сумма, полученная от продажи имущества, которое находилось в собственности более 5 лет |
На продажу автомобилей и другого имущества |
А)выручка от продажи в пределах 125 тысяч рублей при условии нахождения имущества в собственности до 3-х лет
Б) любая сумма, полученная от продажи имущества при его нахождении в собственности более 3-х лет |
На покупку и строительство жилья |
В пределах 600 тысяч рублей |
На покупку жилья по ипотеке |
Стоимость жилья в пределах 600 тысяч рублей в совокупности с процентами по ипотечному кредиту |
Компенсация затрат на лечение |
До 25 тысяч рублей на каждого члена семьи в течение года |
Компенсация затрат на образование |
До 25 тысяч рублей на каждого члена семьи в течение года |
Безусловно, вышеназванные налоговые льготы ориентированы на улучшение материального положения низкодоходных слоев общества. Но вместе с тем, как видно из данных таблицы 2.3.5. слишком велика сумма выручки от продажи имущества, необлагаемая налогом до 1 миллиона рублей при малых сроках нахождения имущества в собственности. Более того, вовсе отсутствуют пределы необлагаемых налогом доходов, если имущество находилось в собственности 3 или 5 лет. Данные налоговые льготы направлены на получение сверхвысоких доходов от продажи имущества и не являются социально справедливыми.
Справедливо отмечено, что введение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще более сократит поступления по нему и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единая ставка подоходного налога равнозначна полному отказу от его распределительной функции, что может усилить и без того недопустимую большую социальную дифференциацию населения»1.
Хотя для полноты анализа следует учитывать не только величину налоговых ставок, но и размеры социальных выплат, тем не менее, ни в каком из развитых государств нет такой низкой единой ставки подоходного налога. Так, в 1995 году минимальные и максимальные его ставки составляли соответственно: в Японии – 10% и 65%, Италии – 10% и59%, Франции – 5% и 57%, Германии – 19% и 53%, Англии – 20% и 40%, США – 15% и 36%2. Одним словом, в России социальная цена реформ опять распределяется «неравномерно: ущемлены не только бедные, но и средние слои законопослушных граждан».
Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|