Разумный протекционизм, на наш взгляд, это не только оптимальная стратегия поведения России во внешнеэкономической сфере, но и во многом искусство управления, которое приобретается опытным путем и не за один год, искусство государственного регулирования внешнеэкономической сферы.
В нашей оценке, ликвидация внешнеторговой монополии была проведена поспешно, непродуманно, без подготовки заранее подготовленных рубежей "отхода". В результате мы имеем то, что имеем — усиление перекосов в структуре экспортно-импортных поставок, сложившихся еще в 70-е годы.
Геоэкономический подход дает возможность по-новому взглянуть на различные аспекты внешнеэкономической деятельности, в том числе, помогают уточнить роль и влияние ее либерализации на укоренение института торгового посредничества в ходе раскрытия национальной экономики.
Анализ развития ВЭД в России в 1992 — 1997 гг. показывает, что нас втянули в широкомасштабную внешнеэкономическую войну. А поскольку она протекает иначе, чем обычная торговая война (всплески по поводу "ножек Буша”), то ее неспециалисты не замечают. Но нам важно знать, участвуют ли в этой войне торговые посредники. Ответ утвердительный — да. Но только не на российской стороне. Такой вывод логически вытекает из цепочки следующих рассуждений с использованием геоэкономических подходов.
Представляется, что в ходе увлеченности борьбой за "перестройку и гласность" руководство
СССР упустило из поля зрения геоэкономические новации — транснационализацию мировой экономики, переход от торговой модели внешнеэкономических связей к производственно-инвестиционной, эволюцию товарных форм и появление "товар-программ", формирование новых субъектов мирохозяйственного общения, действующих не на международных, а на межанклавных "стыках" разделения труда и т.д. Допущен серьезный стратегический просчет. Сказалась старая бюрократическая привычка управленческого аппарата — невнимательная и запоздалая реакция на научные рекомендации.
Поэтому анализ хода рыночных реформ показал, что на сегодня в России (как, впрочем, и во всех остальных странах СНГ) [38]
вместо воспроизводственной модели внешнеэкономических связей имеются лишь разрозненные ее зачатки, а именно:
а) “островки” современного предпринимательства (да и то, как показывает опыт совместных предприятий (СП) в Орловской области в пользу иностранного партнера[39]
). В России в 1995 г., по данным Госкомстата РФ, на 1 млн. 946 тысяч отечественных предприятий и организаций приходилось только 21 тысяча совместных и иностранных предприятий, или 1,08 % (Орл. обл. - 0,43 %);
б) крайне малые объемы иностранных инвестиций. По данным Госкомстата России, на одного жителя страны в 1995 году приходилось 18,9 доллара США иностранных инвестиций в экономику, в Орловской области — чуть больше 20 долларов на одного жителя[40]
|