Всестороннее исследование процесса либерализации внешнеэкономической сферы российской экономики подводит нас к выводу о том, что этот процесс детерминирован общими подходами к форме выбранной модернизации общества и методами открытия экономики России для мировой экономики на рубеже конца 80-х начала 90-х годов ХХ столетия. Выясняется, что углубление всеобщего экономического и социального кризиса в нашей стране — результат не столько “тяжелого” наследия советской командно-административной экономики, сколько неверно выбранного курса реформ, начатых не с укрепления денежной системы, мобилизации всех сил страны на подъем и структурную перестройку производства и совершенствование хозяйственного механизма, как это делали в таких случаях все развитые страны, а с развития стихийных сил рынка согласно монетаристским рекомендациям, “шокового” отпуска цен и гиперинфляции, обвала производства, разграбления (под видом народной приватизации) государственной собственности, развала единого экономического пространства, открытия таможенных границ и подавления в стране собственного производства, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности. Под видом борьбы против государственного монополизма была подорвана экономическая роль государства, началось сращивание государственной бюрократии с новорожденным, в том числе и мафиозным, капиталом и формирование не смешанной экономики, а “государственно-олигархического капитализма”. “Уход” государства из экономики под видом следования классическим схемам построения “рыночной экономики” обернулся тем, что криминальный мир глубоко проник во все эшелоны управления[42]
, уверовал в свою безнаказанность и стремится определять некоторые аспекты нашей национальной экономической политики, поставив под угрозу национальную экономическую безопасность.
В этих условиях либерализация внешнеэкономических связей, а затем и внешнеэкономической деятельности при отсутствии четко продуманной геоэкономической доктрины неминуемо обернулась усилением “старых” перекосов в структуре внешнеторгового оборота, непомерным разрастанием числа внешнеэкономических посредников, которые, действуя на неурегулированном правовом поле получили дополнительные возможности для обмана государства и своих клиентов, а сам институт внешнеэкономического посредничества стал удобным каналом для криминальных структур по отмывке “грязных денег”, по их легализации в других странах на валютных счетах. Дополнительную привлекательность для теневой экономики и криминального мира внешнеэкономическое посредничество имеет еще и потому, что государство, его правоохранительные структуры практически не предпринимают серьезных мер по возврату валютной выручки за незаконные экспортно-импортные операции, которые в таких случаях просто превращаются в элементарное воровство денег у населения с последующим их укрывательством за границей[43]
|