3. Институт представителей бывшего МВЭС и МИД РФ в Орловской области, на который возлагаются функция согласования внешнеэкономических проектов, проверка зарубежных партнеров и инвесторов, валютное регулирование.
4. Западное таможенное управление (Орловская таможня).
5. Предприятия-экспортеры и предприятия-импортеры и внешнеторговые посредники.
6. Обслуживающие организации.
Схематично взаимодействие отмеченных выше элементов механизма регулирования ВЭД в масштабах Орловской области (через потоки управленческой информации) может быть представлено в виде рис. 7.
Рис.7. Основные элементы механизма регулирования ВЭД Орловской области
Становление нового механизма регулирования ВЭД Орловской области должно обеспечить дальнейшее усиление государственного регулирования экономики в регионе в условиях наметившегося после августа 1998 года выхода из экономического кризиса. В нем существенно усиливается координирующая и контролирующая функции региональных органов управления и их ответственность за результативность внешнеэкономической деятельности.
Оценивая первые шаги на этом пути, следует отметить, что формирование новой системы регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне целесообразно, на наш взгляд, увязать с реальной оценкой ее эффективности, т. е. степенью реализации имеющихся местных преимуществ, с поиском путей дальнейшего совершенствования такого комплекса, обоснования возможности превращения внешнеэкономической деятельности в высокорезультативный фактор преобразования регионального производства и условий жизни населения. Это означает заложить в механизм управления обратную связь, т. е. сделать систему саморегулирующейся. Такой подход связан с постепенным обогащением основных форм и методов внешнеэкономической деятельности на основе охвата ими всех стадий общественного научно-производственного процесса, с поэтапной сменой нынешней торговой, посреднической модели ВЭД на инновационно-производственную модель в соответствии с новой геополитической моделью развития России.
Развитие исследований по регионалистике доказало: внешнеэкономический комплекс является органичной и важной частью народнохозяйственного комплекса региона, неразрывно связан с жизнедеятельностью его населения, активно воздействуя на темпы и эффективность его социально-экономического развития.
Опыт последних лет убедительно показал, что в России и ее регионах сможет работать только та модель хозяйствования, которая опирается на национальные и экономические особенности территорий.
Специфические историко-культурные традиции и социопсихологические характеристики населения Орловщины сформировались в условиях продолжительной изоляции России и ее регионов от внешнего мира. Поэтому, занятие ВЭД и торговым посредничеством для многих фирм, индивидуальных предпринимателей и субъектов неорганизованной торговли ("челноков") — это еще и способ знакомства с мировым бизнесом и его правилами. Переплетение на территории Центральной России азиатской и европейской культур, накопленный потенциал прошедших десятилетий командно-административной модели развития и самобытность характера местного населения — все это специфические особенности современной действительности, оказывающие влияние на формирование российской модели экономического развития — национальной модели экономического роста.
Эта модель, по мнению доктора экономических наук, академика РАСХН Е. С. Строева, должна сложиться при обязательной корректировке нынешнего курса экономических реформ[51]
. В основе такой корректировки прежде всего — социальная переориентация всей экономической политики, а затем — создание условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциала субъектов Российской Федерации. Налоговая, бюджетная, денежно-кредитная политика должна строиться, исходя из потребностей каждого региона, с ориентацией на его максимальную заинтересованность в мобилизации собственных ресурсов. Сегодня же реально сложилась ситуация, когда объем взаимных обязательств центра и регионов определяется множеством факторов, но только не соображениями экономической эффективности.
Эта модель не может сложиться без активной регулирующей роли государства. И хотя споры о степени участия государства в регулировании рыночной экономики ведутся среди наших экономистов с неослабевающей силой с самого начала реформ[52]
, мировой опыт свидетельствует, что нет ни одной страны с высокоразвитой экономикой при отстранении государства от регулирования ключевых социально-экономических процессов. Внешнеэкономическая деятельность, несомненно, относится к числу важнейших функций государства, которые сохранятся за ним всегда. Естественно, с развитием общества, изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходит развитие, обогащение, уточнение в содержательных функциях государства. Имеются и методы регулирования важнейших сфер общественной жизни, в том числе и внешнеэкономической. Общим здесь является прежде всего последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики, от прямого командования к экономическим стимулам.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8
|