Более детально региональный механизм регулирования деятельности участников ВЭД, включая посредников, будет рассмотрен в следующей главе. Пока же на основании сопоставления всех трех совокупностей "координат", в которых проходит экономическая практика внешнеторговых посредников в регионе, мы можем определить, какие из всей системы методов государственного регулирования имеют отношение к институту посредников как объекту регионального менеджмента. На наш взгляд, высказанные выше аргументы дают основание составить следующую примерную схему, которая в дальнейшем должна быть наполнена реальным экономическим содержанием (см. табл. 2).
Из табл. 2 видно, что методы регулирования деятельности внешнеторговых посредников на региональном уровне достаточно ограниченны. На практике в регионах их опробовано ещё меньше, хотя нормативно-законодательная база позволяет делать это вот уже три года.
Засилье на прилавках многих городов России некачественного импортного продовольствия, завозимого в страну в большом объеме именно посредниками, и бессилие местных властей преодолеть это положение, несмотря на огромное желание помочь отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, свидетельствует о неэффективности региональных механизмов управления ВЭД, об их неадекватности объему и глубине задач по обеспечению развития и процветания регионов. При этом мы далеки от мысли о том, что в рамках одного региона, усилиями только местных органов государственной власти без принятия новых федеральных законов, в частности нового Таможенного кодекса РФ, и изменения экономической политики центра можно преодолеть дестимулирующий экономический механизм ВЭД в целом.
Администрация Орловской области при решении задачи совершенствования механизма регулирования внешнеэкономической деятельности региона исходила из того, что успех дела во многом зависит от правильного представления тех изменений и закономерностей, которые происходят сейчас в организационной структуре народнохозяйственного комплекса, интересов и функций субъектов Федерации, тенденций развития смешанной экономики, методов регионального управления.
Причем учитывалось в первую очередь, что механизм регулирования внешнеэкономической деятельности региона должен по идее представлять собой сочетание различных факторов развития регионального комплекса, а также воздействующих на них экономических инструментов (кредиты, налоги, лицензии и т. п.), организационных, правовых норм и правил международного, федерального и регионального уровней. Такой механизм должен реализовать межрегиональные преимущества и интересы, создавая благоприятные условия для подъема экономики региона и страны в целом. Контуры такого механизма явно проступают в концепции внешнеэкономической деятельности, исповедуемой ассоциацией сотрудничества областей центра России “Черноземье”[50]
, а также в разрабатываемой программе развития внешнеэкономических связей Орловской области на период до 2001 года.
С другой стороны, в области отказались от слепого копирования чужого опыта, от выстраивания схемы управления ВЭД по “мировым образцам”, в соответствии с концепцией полной “либерализации экономики”.
Бралось во внимание, что в зависимости от степени “включенности” того или иного конкретного региона России в систему мирохозяйственных связей механизм регулирования может и должен отличаться большим разнообразием для различных регионов.
В целом совокупность субъективных и объективных факторов, учитывающихся при формировании конкретного механизма регулировании ВЭД в Орловской области, можно было бы представить таким перечнем:
— различие в подходах на разных уровнях управления и регулирования внешнеэкономической деятельности (предприятие — отрасль — регион — государство), которое само есть фактор, способствующий (или тормозящий) процесс включения российской экономики в систему мирохозяйственных связей;
— различие эволюции форм, этапов и особенностей создания механизмов регулирования ВЭД в разных регионах в зависимости от исторических, экономических и других условий;
— различие в согласовании стандартов и действующих нормативов ВЭД регионов с мировыми.
Основными элементами складывающегося в Орловской области механизма регулирования внешнеэкономической деятельности на сегодняшний день являются:
1. Областной Совет народных депутатов, который по Уставу (Основному закону) области юридически закрепляет основные направления ВЭД области, предложенные исполнительными органами области.
2. Администрация Орловской области, создающая при департаменте экономики и промышленной политики управление внешнеэкономических и региональных связей со своими специфическими подразделениями и отделами, призванными обеспечить для механизма регулирования следующие функции: стратегическое планирование, приток иностранных инвестиций и внешнеэкономический маркетинг, юридическое обеспечение, прогнозирование развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности области на ближайшую перспективу.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|