Ранее все вопросы регулирования внешнеэкономических связей находились в исключительном ведении центральных органов власти. По новой Конституции допускаются совместное ведение Российской Федерации и субъектами РФ такого вопроса, как "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации" (статья 72). Такое разделение полномочий во внешнеэкономической сфере потребовало и выработки двухуровневой концепции управления ВЭД (федеральный уровень и региональный уровень), а следовательно, и создания различающихся по составу элементов обособленных механизмов регулирования ВЭД.
Конституция РФ исходит из того, что в условиях рыночной экономики реализация региональных преимуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых) через внешнеэкономическую деятельность возможна лишь при известной самостоятельности регионов в регулировании ВЭД. При этом под самостоятельностью регионов понимается единство их свободы их маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов. Такой подход, на наш взгляд, не означает, что интересы федерального центра отодвигаются как бы на второй план. Центр реализует "свой" эффект, получаемый на более высоком уровне и в больших масштабах — эффект общегосударственной кооперации.
Функции регионального механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, который представляет собой сочетание факторов развития регионального комплекса, а также воздействующих на них экономических инструментов (кредиты, налоги, лицензии и др.), организационных, правовых норм и правил международного, федерального и регионального уровня, существенно отличаются от функций общефедеральных. Достаточно емкое представление о функциях этого механизма дает статья 8 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (1995 г.), которая трактует полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В ней, в частности, идет речь о таких функциях регионального механизма, как:
— координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на территории региона;
— формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности;
— предоставление дополнительных, по отношению к федеральным, финансовых гарантий участникам внешнеторговой деятельности;
— предоставление гарантий и льгот .участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на территории региона, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами субъекта РФ;
— создание страховых и залоговых фондов в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов;
— заключение соглашений в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.
Необходимо отметить, что перечисленные выше функции могут быть расширены в том случае, если это предусмотрено двусторонним договором о разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектом РФ, который подписали уже 44 из 89 субъектов Российской Федерации. Так, изучение некоторых из договоров показало, что в них предусмотрены координация взаимодействия органов субъекта РФ, согласование планов работы по международным и внешнеэкономическим связям, проектов соглашений с зарубежными партнерами. Данные договоры предусматривают право субъектов участвовать в разработке проектов законов и нормативных актов в сфере международных и внешнеэкономических связей, затрагивающих их интересы.
В Орловской области, как и в других субъектах РФ, пока не имеющих с центром аналогичного договора о разграничении полномочий, механизм регулирования ВЭД строится на нормативно-правовой базе Гражданского и Таможенного кодексов РФ, федеральных законов, регулирующих ВЭД, Основного закона (Устава) Орловской области, постановлений Главы администрации области.
Таблица 2 Методы регулирования деятельности внешнеторговых посредников на региональном уровне Прямые методы | Косвенные методы (стимулирование) |
1. Целевые региональные программы развития внешнеэкономических и межрегиональных связей.
2. Квотирование.
3. Лицензирование.
4. Создание региональных посреднических структур.
5. Создание внебюджетных фондов.
6. Региональные контрольные пакеты
акции, представительство и управление в советах директоров торговых домов и
других торговых фирм.
7. Региональные стандарты и нормы. |
1. Налоговые ставки, стимулирующие льготное налогообложение.
2. Финансовые гарантии за счет регионального бюджета.
3. Создание страховых и залоговых региональных фондов в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов.
4. Регистрация контрактов-паспортов импортных и экспортных сделок.
5. Моральное убеждение: организация через средства массовой информации бойкота иностранных товаров, призыв покупать только отечественные товары и т. п.
|
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|