Обработка результатов опроса (интервью) осуществлялась на ЭВМ с помощью пакетов прикладных программ.
Фактически по полной программе интервью было взято у 204 продавцов и владельцев палаток и лотков, торгующих импортными товарами. Результаты показали, что только 24,5 процента являются владельцами импортных товаров или членами семьи владельца, а остальные 75,5 процентов — наемными лицами, занятыми реализацией товара. Большинство лоточников торгуют импортным товаром, привезенным с оптовых складов г. Москвы и Санкт-Петербурга (59,3%), и только 39,2% торгуют импортом, привезенным непосредственно из-за границы. Из 154 продавцов, не являющихся владельцами товара, имели трудовые книжки и письменно оформленные контракты на работу только 42 человека, или 27,2 процента. Окончили краткосрочные курсы предпринимателей, бухгалтеров или продавцов-кассиров 18,9 процента.
Большинство опрошенных 89,2 процента отрицательно отнеслись к намечаемым мерам по введению кассовых аппаратов на каждом торговом месте: одни — из опасения потерять работу при новых повышенных профессиональных требованиях, другие — из опасения сокращения оплаты труда, размера получаемого дохода от работы на вещевом рынке.
В целом, по нашему мнению, требование к индивидуальным предпринимателям, владельцам павильонов, магазинов, рынков, салонов, ателье, кафетериев, двух и более палаток перерегистрироваться в юридическое лицо вытекает из общих тенденций развития законодательного регулирования предпринимательской деятельности, из эволюции коммерческой практики (в том числе и специализации челночного бизнеса) и значительно расширит сферу государственного регулирования внешнеторговой деятельности, сократив долю неорганизованной и неучитываемой торговли.
На примере деятельности органов государственной власти Орловской области по государственному регулированию внешнеэкономической сферы мы приходим к выводу о необходимости и целесообразности воздействия самых разнообразных форм и методов прямого и косвенного воздействия на сложившийся в России за годы реформ институт посредников на уровне регионов. Если государство в целом практически самоустранилось от формирования цивилизованного института торгового посредничества, как необходимого звена коммерческой инфраструктуры национальной экономики, что было сразу использовано криминальными структурами для реализации своих собственных интересов, то на местах, в регионах пытаются найти свои формы приспособления института посредников для целей развития региональной экономики, для сохранения внешнеэкономического равновесия.
Возможен ли в принципе такой путь в создании институтов смешанной экономики на пороге XXI века? Опыт Орловской области убеждает в том, что создание цивилизованных институтов рыночного хозяйства в специфических условиях кризисного развития экономики России, при учете специфики российского экономического менталитета может идти не только по общим правилам и командам, утвержденным федеральным центром, но и при активном поиске наилучших вариантов правового и экономического регулирования смешанной экономики в регионах, на уровне субъектов РФ. Возможность такого сценария развития рыночных структур в нашей стране обусловлена наличием на пороге XXI века двух ведущих тенденций: общемирового масштаба - превращение мировой экономики из взаимодействия стран во взаимодействие регионов (разного уровня); общероссийского масштаба - возрождение экономики России через активность и самостоятельность регионов.
В практике деятельности органы государственной власти Орловщины вплотную подошли и начали использовать такие методы регулирования института посредников, как среднесрочное программирование, восстановление государственного сектора экономики, работа с посредниками через систему областного и муниципального заказа, усиление административного контроля за ввозом и вывозом товаров с территории области. В отдельных случаях практикуется полный отказ от услуг посредников там, где их привлечение экономически нецелесообразно и где прямые связи “продавец — покупатель” дают быстрый эффект.
Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11
|