Функция контроля за экспортно-импортными потоками товаров, идущими через регион, не выполняется в полной мере и тогда, когда предприятия-экспортеры региона реализуют свою продукцию на внешнем рынке не через собственные сбытовые отделы, не через посредников, расположенных в регионе или созданных предприятием, а через посредников, которых назначает новый собственник предприятия, расположенный за пределами данного региона.
В Российской Федерации пока не сложилась система учета и регистрации внешнеторговых сделок, совершаемых в конкретных регионах не юридическими лицами при том что сегодня на них приходится почти половина импорта продовольствия и до двух третей отдельных групп товаров народного потребления, реализуемых на местных вещевых и продовольственных рынках во всех 89 субъектах Российской Федерации.
Как показывает коммерческая практика, именно эти категории участников внешнеторговых сделок, в подавляющем большинстве своем фактически выступающих в роли посредников (ввозят и вывозят товар ради получения коммерческой прибыли, а не для производственных нужд), более всего склонны утаивать подлинные объемы своей внешнеторговой деятельности, уклоняться от таможенно-тарифных платежей, от налогообложения своей деятельности в полном объеме.
Как уже отмечалось, органы государственной статистики не располагают данными о масштабах “челночной торговли”, нет таких данных ни в новом Министерстве торговли РФ, ни в Таможенном комитете. Все, что относится к неорганизованной торговле в России, оценивается по ориентировочным данным.
Эксперты считают, что на “челночную торговлю” в 1996 году приходилось три четверти закупок за рубежом товаров народного потребления — это примерно на 6 млрд. долларов. Более чем на 1,3 млрд. долларов “челноки” экспортировали за рубеж различных товаров. Челночный бизнес переживает сейчас период значительного спада, который особенно усилился в результате августовского (1998 г.) кризиса. Пройдя пик своего расцвета в 1992 — 1993 годах до введения таможенных пошлин, челночество затем пошло на спад. Если в начальный период “челнок” на китайских кроссовках или турецких куртках мог добиться 300 — 400 процентов прибыли, что сейчас — всего лишь 10 — 30 процентов[96]. Это связано не только с тем, что российский рынок при падающей покупательской способности населения достаточно насыщен импортными товарами, но, прежде всего с тем, что “челночный” бизнес стал контролироваться мафией, стал способом отмывания денежных средств, полученных незаконным путем. Мафия, финансируя “челноков”, не позволяет им обогащаться и делает это для того, чтобы они не вздумали работать только на себя, как это было в первые годы коммерческого туризма[97]
.
Потеряв на начальном этапе либерализации внешней торговли контроль над “челночным” импортом, правительство в 1996 году попыталось обложить налогом тех, кто привозит из-за рубежа багаж свыше 50 кг (сейчас норма провоза — 200 кг). Но, встретив серьезное сопротивление, организованное через политические структуры и контролируемые криминальными структурами средства массовой информации, отступило от задуманных мер. С тех пор правительство больше не предпринимало мер, регулирующих коммерческий туризм.
На уровне регионов проблема “челночного” импорта оборачивается целым рядом своих особенностей. Речь идет о невозможности проконтролировать продажу этих импортных товаров, так как на вещевых рынках отсутствуют кассовые аппараты. Сколько продано товара за день, на какую сумму — никто не знает. А значит, и полностью собрать налоги теперь уже в местный бюджет затруднительно. Это во-первых. А во-вторых, большинство “челноков”, осуществляющих поездки за импортом, сами этот товар уже не реализуют. Для этого у них просто не остается времени. Значит, происходит наем вне рамок существующего законодательства продавцов для работы в палатках и магазинчиках на вещевых рынках России. Отдельные “челноки” из шубников и кожников (т. е. ввозящих меховые и кожаные изделия) имеют до десятка торговых точек: павильонов, палаток, лотков, и с точки зрения закона что-то инкриминировать им нельзя — они прикрываются статусом индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
|