У идеи использования вновь созданных региональных посредников во внешнеторговой сфере субъектов РФ есть и противники. Они считают, что роль таких посредников вполне могли бы взять на себя уже существующие структуры. К примеру, в Орловской области оптовый продовольственный рынок создан на основе объединения финансовых и материальных ресурсов АО “Орелбакалея” (бывшая государственная база) и ОАО “Орловская нива”. Есть и ассоциация “Оптлегпром”, где объединились в некоммерческую организацию две бывшие государственные оптовые базы, четыре предприятия легкой промышленности и местный филиал банка “Российский кредит”. В уставных документах и оптового продовольственного рынка, и ассоциации “Оптлегпром” записана возможность в интересах учредителей осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Однако эта деятельность не является для них основной, главное — выполнять роль оптового звена для местных товаропроизводителей на внутреннем рынке. В то же время масса индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и торговых домов, принадлежащих юридическим и физическим лицам, имеют огромные прибыли от завоза в область импортных товаров народного потребления и продовольствия, которые реализуются в сфере неорганизованной торговли.
Проконтролировать потоки импорта, повлиять на его структуру в пользу местных товаропроизводителей у областной администрации и органов местного самоуправления пока нет достаточных сил и средств, а главное — нужных рыночных структур. По нашему мнению, такими структурами могут и должны стать торгово-посреднические фирмы на базе областной или муниципальной собственности, которые бы составили конкуренцию неконтролируемому ввозу и вывозу товаров из области, осуществляемому в нынешних условиях физическими и юридическими лицами без какой-либо привязки к программам подъема экономики Орловщины (государственные или муниципальные унитарные посреднические предприятия). Естественно, это потребует и определенной управленческой надстройки, специально обученного управленческого аппарата, который мог быть создан при Управлении внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Необходимость в таких структурах все острее ощущается на региональном уровне. Администрация Орловской области в связи с этим возлагает надежды на посреднические структуры, созданные при ее непосредственном участии, типа ОАО “Орловский областной центр рыночных отношений “Развитие”. Доля акций ООЦРО “Развитие”, находящаяся в собственности области, составляет 84 процента.
Таблица 4
Сводные данные о деятельности ООЦРО
“Развитие” за 1997 год
Наименование торгово-посред-
нической операции | В млн. деноминирован-ных рублей | Удельный вес (%) в общем товарообороте ООЦРО “Развитие” | Удельный вес (%) в общем товарооборо-те области |
Ввоз товаров из других регионов РФ | 162 | 40,5 | 3,86 |
Ввоз товаров из стран СНГ | 6,5 | 1,63 | 0,16 |
Вывоз товаров в другие
регионы РФ | 60 | 15,0 | 1,43 |
Вывоз товаров в страны СНГ | 10 | 2,5 | 2,38 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|