Деятельность ООЦРО “Развитие” по состоянию на 01.01.1998 г. по поставкам продовольствия и товаров народного потребления, приходящихся на межрегиональные связи области, отражена в таблице 4.
Как видно из этой таблицы, пока ООЦРО “Развитие” существенно не влияет на общий поток товаров, пересекающих границы области, тем более невелика его роль в осуществлении экспортно-импортных поставок. Но у таких структур есть будущее, если учитывать исторический опыт дореволюционной России и развития института посредничества в этот период.
При решении этого вопроса можно было бы опереться прежде всего на опыт земских учреждений, который, к сожалению, практически не используется органами местного самоуправления. Так, в начале XX века в некоторых губерниях при городских и уездных земских управах были созданы потребительские объединения, которые, с одной стороны, помогали в сбыте за границу некоторых продуктов, производимых крестьянами, а с другой — делали закупки больших партий продовольствия, чтобы сбить цены на него, предлагаемые купцами-оптовиками, и тем самым обеспечить город или уезд дешевыми товарами народного потребления. Этот опыт полностью забыт.[90]
Но с возрождением в России традиций местного самоуправления на него можно было бы опереться, что и делают в Орловской области, опираясь на такие структуры, как ООЦРО “Развитие”, ОАО “Орловская нива”.
Конечно, нельзя не замечать то, что практика функционирования государственного сектора в сфере внешней торговли разных стран указала на имеющиеся там и некомпетентность, и безответственность, и коррупцию. Это те субъективные недостатки, которые были свойственны,и Министерству внешней торговли СССР и имели место в деятельности МВЭС Российской Федерации. Но ссылки на эти недостатки не являются решающими аргументами в пользу полного ухода государства от роли регулирования торгово-посреднического звена путем частичного возвращения его в государственный сектор экономики. Опыт удачного во многих отношениях функционирования ООЦРО “Развитие”и ОАО “Орловская нива”, созданных областной администрацией, убеждает в этом.
Более того, наблюдения за тенденциями развития сети приватизированных предприятий торговли в г. Орле показали, что почти стопроцентная приватизация магазинов не сняла ряда негативных явлений в отрасли, а именно: углубления структурного кризиса, роста числа убыточных предприятий, нарастающего ухода торговой деятельности в сферу теневой экономики.[91]
Как не сняла поголовная приватизация предприятий торговли проблемы низкого качества менеджмента, существования неэффективной системы экономического регулирования этой отрасли региональными и муниципальными органами управления.
В Орловской области на опыте первых шагов по осуществлению целевой комплексной программы государственного регулирования и реформирования торговли до 2000 года пришли к однозначному выводу: навести элементарный порядок на рынках, войти в тесный контакт с местными товаропроизводителями, отказаться от засилья на прилавках некачественного импортного продовольствия, оказать противодействие теневой экономике в торговле невозможно без воссоздания в разумных пределах государственного сектора в этой среде.
Этот опыт подсказывает и логично вытекающий отсюда вывод. Сегодня, когда вокруг производителя вертится масса посреднических структур, перекрывая ему прямые выходы к потребителю (а следовательно, и возможность быстрого получения дохода), необходимо государственное регулирование деятельности посредников. Такое понимание находит все больше приверженцев и в нынешнем правительстве. При этом именно Орловщина стала для них “ярким примером того, что может сделать регулирующая роль государства”.
Создание государственных торгово-посреднических структур (типа Орловского торгового дома “Развитие”) на региональном уровне может встретить жесткую конкуренцию мощных негосударственных торгово-посреднических фирм, которые расположены за пределами региона (как правило, в Москве), стремятся иметь контроль над экспортно-импортными операциями данного региона. Государственному сектору внешнеторгового посредничества в регионах в этом случае выстоять в борьбе с мощными финансовыми группами поможет такой метод регулирования, как региональный государственный заказ.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|