При организации государственного заказа для региональных нужд важным фактором его успешного осуществления является не только четкое взаимодействие функциональных и отраслевых служб администраций субъектов РФ на стадии формирования регионального заказа, но и ответственность государственных служащих за его исполнение. Практика проведения рыночных реформ в России показала, что как в управлении оставшейся государственной собственностью, так и при отстаивании государственных интересов при взаимодействии с коммерческими структурами имеют место и некомпетентность, и безответственность, и коррупция.
Личная некомпетентность, неспособность или корыстолюбие государственных чиновников частично порождены старой порочной кадровой политикой, бесконтрольностью и безответственностью, особенно расцветающими в переломные периоды развития общества.
Из отечественной истории известно, что обслуживание армии, императорского двора, различных государственных нужд считалось очень почетным в среде российского купечества[93]
. За право выполнения государственных заказов шла серьезная конкурентная борьба, а выигравший ее считал делом чести соблюдение всех условий контракта. В постсоветский период развития торгового посредничества обман и недобросовестность “новых купцов” могут проявиться и при выполнении госзаказа. Тем более важно, чтобы конкурсы на поставку продукции для региональных нужд выигрывали те “купцы”, которые имеют хорошую репутацию среди потребителей, действительно предлагают более выгодные цены и стабильные гарантии выполнения своих обещаний. Важно, чтобы недобросовестные чиновники, представляющие региональные властные структуры, своим вмешательством, своей корыстной заинтересованностью не погубили саму идею, сам принцип конкурсного размещения заказов на поставку продукции, работ и услуг для региональных нужд, не превращали госзаказ в источник сверхдоходов лобируемых ими посреднических структур.
Немаловажным фактором в реализации этого принципа должны стать повышение компетентности кадров, систематическая учеба, повышение квалификации государственных служащих, отвечающих за регулирование деятельности торгово-посреднических структур.
Среди административных средств государственного регулирования внешнеэкономической деятельности торговых посредников широко распространены количественные ограничения вывозимого или ввозимого товара, то есть квотирование экспорта и импорта. Практически полное снятие количественных ограничений на импорт товаров народного потребления подталкивает администрации некоторых российских регионов к введению вопреки общероссийским законам местных квот на объемы ввозимой через границы региона продукции, т. е. по сути дела речь идет о создании собственного таможенного пространства на территории отдельных субъектов РФ. Это противоречит принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности (статья 4 Закона), среди которых — требование единства таможенных территорий Российской Федерации. Так, ссылаясь на необходимость защиты местных производителей, предлагают ввести квоты на объемы поставляемой продукции как из-за рубежа, так и из других субъектов РФ,[94]
а за превышение установленных объемов с иногородних поставщиков взимать дополнительную плату (по сути дела местный таможенный тариф), которая должна пополнять местный бюджет.
По нашему мнению, введение таких мер может обернуться самой настоящей торговой войной между различными регионами. Свобода перемещения товаров и услуг по территории России является одним из принципов становления рыночной экономики. Более того, такая свобода развивает конкурентную среду среди товаропроизводителей. Другое дело, когда ограничения, т. е. квотирование импорта определенных групп товаров, производятся правительством Российской Федерации. Заставить орловцев, к примеру, покупать только орловские продукты питания можно только экономически — сделав цену и качество этих продуктов выгодными для покупателей. Административным же путем ограничивать приток разнообразных товаров из-за рубежа или из соседних областей вряд ли целесообразно. Это вызовет ответные меры со стороны соседних областей, и получится торговая война в межрегиональном масштабе.
|