Однако коммерческая практика не всегда следует путем, указанным теоретическими схемами, в чем пришлось убедиться и в Орловской области. Речь идет о том, что разрушение сети государственных посредников во внутренней торговле привело к выпадению в цепи движения товара от производителя к потребителю (покупателю) такого важного звена, как крупная оптовая торговля. Поэтому восстановление оптового звена в торговле на уровне региона при непосредственном участии (финансовом и организационном) органов государственной власти субъекта РФ стало в 1997 году основой для создания региональной целевой программы “Реформирование и развитие торговли Орловской области до 2000 года”.
В развитие этой программы глава администрации области издал еще несколько Постановлений, среди которых особо выделим Постановление “О создании оптового продовольственного рынка”, “О создании региональной межведомственной комиссии по проблемам оптовых поставок продовольствия на потребительский рынок”. Суть их заключается в одном: в условиях экономического спада, снижения покупательской способности населения, незащищенности местных товаропроизводителей перед экспансией импорта промышленных и продовольственных товаров в область остановить затянувшийся период стихийного развития торговли. Использовать то, что осталось от государственных оптовых баз, создать новые оптовые структуры на основе коллективной и государственной собственности и тем самым добиться влияния на оптовое звено внутренней торговли — такую масштабную и реформаторскую задачу поставили в Орловской области.
За этим шагом неминуемо должен последовать и следующий. Поскольку на границах области не поставишь собственные таможенные посты и не примешь собственных областных законов о регулировании внешней торговли — это бы противоречило концепции федерального государства, закрепленной в Конституции РФ, — постольку противостоять неконтролируемым потокам импортных товаров можно, лишь создавая собственные областные посреднические организации для проведения экспортно-импортных операций на базе областной или муниципальной собственности и в интересах региона.
По нашему мнению, логика хода экономических реформ и коммерческая практика объективно подталкивают регионы к таким, на первый взгляд, “защитным” от излишней либерализации внешней торговли мерам. А с точки зрения смешанной экономики эта мера есть способ восстановления нарушенной на уровне государства управляемости внешнеторговой сферой. Создание на уровне регионов специализированных организаций-посредников, способных успешно конкурировать с “челноками” и индивидуальными предпринимателями в поставках в область необходимых (дефицитных) импортных промышленных и продовольственных товаров, позволит приостановить стихийные процессы вытеснения своих товаропроизводителей с местного рынка.
Воссоздание оптового звена в целостной системе товародвижения при экспорте и импорте товаров и услуг, подорванного процессами приватизации государственной собственности и либерализации внешнеэкономической деятельности, на уровне регионов, конечно же, потребует огромных усилий, значительных затрат. Да и динамика развития “коммерческого туризма”, временно взявшего по отдельным группам товаров роль основного оптовика во внешней торговле, приводит к выводам об исчерпанности этого пути насыщения российского рынка дефицитными товарами.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|