2. МОДЕЛИ РЫНКА:
РЫНОК СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ:
Состоит из множества продавцов и покупателей какого - либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.
Совершенная или как ее часто называют чистая конкуренция - такая модель рынка, при которой влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
* Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него.
(Означает, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Свободному рынку соответствуют любые виды деятельности, кроме государственной, и человек волен выбирать любую. Система свободной конкуренции исключает все формы дискриминации потребителей. Всякий обладатель денежного дохода, собирающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить товары и услуги, нужные ему.)
* Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов -
(Участник конкуренции вкладывает свои деньги не просто так, а ради увеличения дохода.
* Полная информированность каждого участника конкуренции.
(Позволяет сделать правильный, наилучший для себя выбор)
* Абсолютная однородность одноименных продуктов.
(выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара)
· Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
(Так как их число очень велико, вклад каждого производителя - продавца в общий объем производства и предложения незначителен, поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной цене.)
Одной из характеристик модели чистой конкуренции является то, что фирма, участвующая на рынке, имеет и постоянную цену на свой продукт, и постоянную себестоимость.
Если производитель, действующий в условиях чистой конкуренции, может найти пути для совершенствования производства, это большая удача, так как он пожнет плоды в виде увеличенной прибыли от своих технологических инвестиций.
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ (АБСОЛЮТНАЯ)
При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по - разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобрести его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть, что цена назначена очень высокая для того, чтобы временно сократить потребление.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|