Возобновление посреднической деятельности внешнеторговых фирм, организаций и отдельных лиц после длительного периода запрета самостоятельного выхода на внешний рынок отечественных предприятий и организаций вернуло торговым посредникам самостоятельную экономическую жизнь в рамках структуры национальной экономики.
До перехода от номенклатурных принципов распределения произведенной продукции к принципам свободной торговли, связанного с вхождением России в рыночную экономику, посредническая деятельность осуществлялась централизованно министерствами и ведомствами и носила формальный характер. И только со времени разрешения самостоятельного выхода на внешний рынок отечественных предприятий и объединений, введенного в августе 1986 года, в стране стали появляться специализированные внешнеторговые организации разных видов и направлений деятельности. С переходом России к рыночной системе совершенствуется институт торговых посредников во внешнеэкономической деятельности. При этом учитывается опыт, накопленный Россией до 1917 года, когда торговое посредничество во внешней торговле осуществлялось в тех же многообразных формах, что и в других странах с развитым товарным производством, а также опыт, имевший место в период проведения новой экономической политики (НЭПа).
Восстановление института торговых посредников во внешнеэкономической деятельности
как неотъемлемого элемента рыночной экономики, ее коммерческой инфраструктуры происходит неравномерно, осложнено нерешенностью многих правовых вопросов урегулирования этого вида предпринимательской деятельности и неоднозначно воспринимается общественным сознанием, отягощенным стойкими стереотипами советского периода о равнозначности посредничества и уголовнонаказуемой спекуляции.
Для комплексного обоснования места и роли института торговых посредников в формируемом механизме регулирования внешнеэкономической деятельности региона необходимо решить, по крайней мере, следующие исследовательские задачи: во-первых, уточнить сущность посреднических операций в коммерческой инфраструктуре национальной экономики и отражение этой сущности в системе научных понятий и терминов, определяющих торговое посредничество; во-вторых, проследить периоды восстановления торгового посредничества в конкретных условиях перехода России к рыночной экономике; в-третьих, показать, что основой становления института внешнеторговых посредников является либерализация внешнеэкономической деятельности Российского государства.
Прежде всего, отметим тот сектор экономической жизни, где посредничество реально функционирует. Большинство исследователей, занимающихся изучением формирования рыночной инфраструктуры в России и других странах СНГ, обычно выделяют в ней пять основных блоков: коммерческая инфраструктура, производственная инфраструктура, научно-техническая инфраструктура, социальная инфраструктура и институционная инфраструктура.[3] Коммерческая инфраструктура включает элементы, необходимые для эффективного производства и реализации товаров и услуг в условиях конкуренции.
К таким элементам относятся банки и другие финансовые институты, биржи (фондовые, товарные, валютные и т. д.), страховые общества, торговые дома (оптовая торговля, распределение и складирование товаров), экспертно-консультационные, юридические, аудиторские и рекламномаркетинговые фирмы. Торговые посредники также относятся к коммерческой инфраструктуре, являясь важным звеном, ускоряющим реализацию товаров и услуг в условиях конкуренции, звеном, которое в странах СНГ далеко не всегда действует эффективно, о чем свидетельствует увеличение доли прямых связей, когда производителю выгодней обходиться без посредников.
Формирование коммерческой инфраструктуры в России является одной из основ воссоздания института торговых посредников. Поэтому исследовательские подходы, применяемые для изучения становления в России рыночной инфраструктуры, применимы и для изучения посредничества. Перейдем к анализу понятийного аппарата, используемого для отражения в теории явлений торгового посредничества.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|