Для экономической науки посредничество — это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции и доведением ее до потребителя. Отсюда посредническая деятельность заполняет четко выраженный разрыв в воспроизводственном процессе, который в условиях рыночных отношений опосредуется договорами купли-продажи товара. Институт торгового посредничества, наряду с маркетинговой и рекламной деятельностью имеет глубокие и широко развитые формы, определенные традиции в мировом сообществе, а также достаточно развитую нормативно-правовую базу. Большинство экономистов к собственно посреднической деятельности относят деятельность по содействию в заключении контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами рынка товаров и услуг.
Торговое посредничество в экономическом смысле — более узкое понятие, чем посредничество в целом. Оно включает, прежде всего, круг услуг, опосредуемых, как правило, договорами купли-продажи, поручения или комиссии. Торговое посредничество возникает вместе с развитием рыночной экономики в средневековой Европе, имеет главный выигрыш в торговле на дальние расстояния, и с самого возникновения становится ареной оживленных спекуляций.[4]
Торговое посредничество как категория международной торговли в экономических трудах, выходящих на Западе, включает услуги по поиску заграничного агента, подготовки и совершению сделки, кредитование сторон и предоставлению гарантий оплаты товара покупателям, осуществлению транспортно-экспедиторских операций и страхованию товаров при транспортировке, выполнению таможенных формальностей, проведению рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки, осуществлению технического обслуживания и проведению других операций.
Разновидностью торгово-посреднических операций в мировой практике принято считать такие виды деятельности, как торговая деятельность, заготовительная, снабженческо-сбытовая. В общем смысле под торгово-посредническими операциями во внешнеэкономической сфере понимаются операции, связанные с куплей-продажей товаров и выполняемые по поручению производителя-экспортера или потребителя-импортера независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения. Важно отметить, что фирмы, осуществляющие торгово-посреднические операции, являются независимыми, что дает им право осуществлять любые операции с товаром на свое усмотрение. В этом плане они очень близки к оптовым торговцам или оптовикам во внутренней торговле.
Указание на независимость посредника является весьма существенным, поскольку к торговым посредникам относятся лишь фирмы, в юридическом и хозяйственном отношении не зависимые от производителя и потребителя товаров[5]
. Поэтому к этой категории фирм в мировой практике не принято приравнивать сбытовые, экспортные и другие дочерние фирмы и филиалы промышленных компаний.
В современной юридической литературе посредники (англ. middleman, mediator) определяются как организации или граждане-предприниматели, оказывающие услуги другим организациям или гражданам в совершении сделок.[6]
К посредникам относятся брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, маклеры, оптовые покупатели, торговые и промышленные агенты.[7]
Традиция
отнесения в российской юриспруденции к посредническим фирмам только тех фирм и организаций, которые существуют за счет содействия продавцам и покупателям в заключении контрактов и исполнении их на основе посреднических операций, на наш взгляд, значительно суживает понятие торгового посредничества, используемое в международной торговле. Поэтому для целей нашей работы мы будем пользоваться понятием торгового посредничества в широком смысле слова,[8]
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|