И, наконец, в-третьих, часть внешнеторговых посредников возникла из тех предпринимательских структур, которые при образовании посредническую деятельность рассматривали в уставе как один из видов деятельности, но после нескольких удачных внешнеторговых операций и завоевания своей экономической ниши сделали посредничество основной целью. Они стали называться торговыми домами, хотя такой организационной формы не предусмотрено в Гражданском кодексе.
Таковы, на наш взгляд, три основных источника пополнения внешнеторговых посредников в период, последовавший за образованием самостоятельного Российского государства. Рис.1. Экспортеры РФ в 1994 году (% к общему итогу)
Если оценивать на этом этапе долю участия торговых посредников в экспортно-импортных операциях, то, несомненно, посредники (включая “челноков”) особенно преуспели в импорте продовольственных и потребительских товаров. Уже в 1994 году более пятой части экспортной продукции Россия поставила на внешний рынок через посреднические структуры. Об этом свидетельствует приводимый выше рис.1.
Нынешний третий период становления института торговых посредников во внешнеэкономической деятельности, начавшийся с принятием в 1995 году Закона РФ “ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, отличается дальнейшим ростом числа и многообразия форм внешнеторговых фирм. К концу 1995 года число участников ВЭД увеличилось вдвое и достигло 60 тысяч. В настоящее время с участием посредников совершается почти каждая вторая внешнеэкономическая сделка.
Как отреагировала на этот процесс экономическая наука? К сожалению, на наш взгляд, теория управления внешнеэкономическими фирмами, и в частности региональный менеджмент, с большим опозданием стала рассматривать деятельность внешнеэкономических посредников как объект управления. И на это были свои причины, коренящиеся в особенностях развития экономической теории социалистического общества.
Поэтому, изучение восстановления института торгового посредничества в ходе российских реформ конца 80-х - начала 90-х годов, различных периодов этого процесса, а также других факторов экономического и правового характера будет, на наш взгляд, неполным без учета особенностей экономического сознания, сложившегося за десятилетия господства планово-директивных методов управления в эпоху социализма. Именно в эти десятилетия сложилась традиция стойкого неприятия какой-либо коммерциализации посредничества. Торговое посредничество не могло быть ни промыслом, ни видом предпринимательства, поскольку считалось, что сам по себе процесс движения товара от производителя к потребителю самостоятельной роли в экономическом смысле не играет, а является лишь частью общей схемы плановой экономики. И оптовые организации во внутренней торговле (органы снабжения), и внешнеторговые организации Министерства внешней торговли никакой выгоды себе не искали, свою деятельность как посредническую не рассматривали, а считали своей главной задачей выполнение установок и планов, спущенных "сверху".
Поскольку же восстановление института торгового посредничества напрямую связано с особым интересом посредников к получению прибыли, и очень часто это происходит путем надбавок к цене товара (услуги), постольку на первых этапах рыночных реформ (да и сейчас) описанная выше традиция способствовала широкому распространению мнения о ненужности торговых посредников (их по традиции продолжают называть "перекупщиками" и "спекулянтами"). В экономической литературе даже была высказана точка зрения о возможности развивать рыночные отношения без пользования услугами посредников как во внешней, так и во внутренней торговле. То есть по сути дела отрицается сама необходимость посреднического звена в коммерческой инфраструктуре национальной экономики. Такой подход к деятельности посредников в российской экономике обосновывается ссылками на здравый смысл: мол, прямые связи между продавцом и покупателем всегда эффективнее, обходятся обществу дешевле.[11]
|