Наряду с этими группами внешнеэкономических посредников, которые занимаются посредничеством постоянно, так как это является для них основным видом предпринимательства, в разряд посредников периодически (или иногда) попадают те физические и юридические лица, которые совершают в своей деятельности наряду с другими три следующие операции, регламентируемые частью II Гражданского Кодекса РФ, введенной в действие с марта 1996 года. Это операции поручения, комиссии, агентства. Дело в том, что в законодательстве многих стран с развитой рыночной экономикой юридический статус этих операций считается посредничеством.
То есть, по сути дела, к большой группе внешнеэкономических посредников, действующих, к примеру, как торговые дома на основе договоров купли-продажи (статья 454 главы 30 ГК РФ), добавляются еще три вида посредников, которые могут проводить экспортно-импортные операции для клиентов на основе договоров комиссии, поручения и агентства.
Сравнительный анализ экономических взаимоотношений между посредниками и представленными ими сторонами в зависимости от рассмотренных выше типов договоров дан нами в приложениях 1 и 2.
Статус еще одного вида торговых посредников — биржевых брокеров, не нашедший отражения в новом ГК РФ, определяется до
сих
пор Положением о брокерских конторах и брокерах, где указано, что отношения брокера с клиентом строятся на основе договора на брокерское обслуживание, который носит долговременный характер. Одновременно брокерская контора должна иметь договор с биржей на ведение брокерской деятельности. Порядок взаимоотношений биржи с брокерскими конторами определяется уставом биржи.
В отличие от брокеров — простых агентов-посредников на бирже могут действовать и дилеры. Они закупают продукцию оптом и торгуют ею в розницу или мелкими партиями. Обычно это агенты фирм — производителей продукции, выступающие в роли участников ее дилерской сети. Дилерство в России также не отражено в ГК РФ.
В зарубежной практике широко используются дистрибьюторские услуги, которые считаются посредническими и используются во внешней торговле. В отличие от других посредников дистрибьюторы сами заключают контракты с продавцами и покупателями и решают широкий круг задач, связанных с внешнеторговыми операциями: сами назначают цены, несут риски, вызванные порчей или утерей товара, и т. п. Они создают сбытовую сеть, содержат склады, осуществляют услуги по установке и наладке оборудования, обучению покупателей.
В целом мы видим, что пока в России законодатель не пошел на создание четкой и полной нормативно-правовой базы для посредничества при проведении экспортно-импортных операций. До сих пор российское законодательство напрямую не регламентирует торгово-посредническую деятельность вообще и в сфере ВЭД в частности.
Как уже отмечалось выше, в настоящее время в Российской Федерации не существует, в отличие от других стран, ни соответствующего закона, закрепляющего специальные нормы, касающиеся института торгового посредничества, ни отдельных положений по этому вопросу, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ).
Проведенный нами контент-анализ основных нормативных документов, касающихся торгового посредничества во внешнеэкономической деятельности (и предпринимательской вообще, поскольку торговое посредничество — вид предпринимательства), показывает, что, несмотря на косвенное признание правомочности конкретных посреднических операций, прямой и четкой формулировки понятия торгового посредничества в законодательстве Российской Федерации на сегодняшний момент нет.
Если же исходить из принципа, изложенного в инструкциях налоговой инспекции
РФ,
определяющих в качестве посреднических те фирмы, которые оформляют свою деятельность названными выше договорами поручения, комиссии, агентирования, закрепленными в Гражданском кодексе, то практически ни одну из действующих на сегодняшний день в РФ торгово-посреднических фирм нельзя назвать таковой!
|