Внешняя торговля через посредников в России активно развивается, так как специализация проникает все глубже и глубже в коммерцию, в коммерческую инфраструктуру, а сама внешняя торговля становится все сложнее, все обостреннее конкуренция российских и иностранных товаров. Представление о специализации посредников даёт приложение 3.
С точки зрения регионального менеджмента очень важно, рассматривая аргументы “за” и “против” развития института торгового посредничества в ВЭД, не питать иллюзий относительно их экономического поведения на данном этапе кризисного развития общества. Одномоментное открытие экономики внешнему миру, "ваучерная приватизация” и другие либеральные “приемчики” создали дестимулирующий экономический механизм хозяйствования, который создает нездоровые отношения между всеми участниками хозяйственной жизни. Поэтому основные преимущества привлечения торгово-посреднического звена при проведении внешнеторговых операций, как и другие, возникающие в конкретных экономических ситуациях и регионах, реализуются не автоматически, не сами собой, а лишь в определенных условиях, при определенной политике государства. Главное условие для их реализации — развитые рыночные отношения, производственная и коммерческая инфраструктуры национальной экономики.
Поэтому высказанная в нашей экономической литературе точка зрения о том, что в переходной экономике, какой является экономика большинства стран СНГ, при кризисных явлениях в производстве товаров и услуг полное открытие экономики влечет за собой "гипертрофию" посредничества, имеет под собой серьезные основания.
Полная либерализация цен и внешней торговли в переходной экономике весьма сомнительна.[22]
Но именно эту сомнительную стратегию выбрала Россия в 1991—1998 годах.
В программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах" отмечалось, что ослабление возможности государства регулировать хозяйственные процессы, криминализация их заметной части, особенно сильно проявляется там, где отсутствуют "укоренившиеся и общепризнанные правовые ограничения, отлаженные инструменты поддержания законности и правопорядка".[23]
Изучение генезиса института торгового посредничества в России конца 80-х — начала 90-х годов позволяет предположить, что именно позиция государства, выраженная в односторонней политике либерализации экономики и внешнеэкономической деятельности, в частности при отсутствии укоренившихся правовых рамок посредничества, сыграла заметную роль в ослаблении возможности государства регулировать процессы во внешнеэкономической сфере, привела к криминализации торгового посредничества. Поэтому только изменение позиции государства, выражающейся в новой внешнеэкономической политике, поможет упрочить регулирующую роль государства при формировании современной коммерческой инфраструктуры национальной экономики.
|