На наш взгляд, преобразование механизма регулирования ВЭД в России продолжается при отсутствии продуманной концепции национальной экономической политики и внешнеэкономической доктрины, что побуждает субъекты РФ (в частности Орловскую область) искать свои адекватные ответы на недостатки в функционировании рыночного механизма. Усиление государственного регулирования экономики в целом (и ВЭД области в частности) — это реакция государственных органов управления области на рыхлость государственного управления на федеральном уровне. Возврат к государственному программированию в масштабах области, начатый в конце 1997 года, свидетельствует об окончании эйфории “рыночников” по поводу самонастройки рыночных механизмов функционирования экономики без вмешательства государства.
В условиях нестабильного экономического развития России усиление государственного регулирования ВЭД как на федеральном, так и на региональном уровнях, по-видимому, является насущной необходимостью, без реализации которой в той или иной форме не вернуть управляемость внешнеторгового комплекса страны в той мере, в какой требует ее восстановление нарушенного внешнеэкономического равновесия российской экономики. Нарастает доля внешнеторговых операций, осуществляемых без соответствующего пополнения госбюджета, т. е. относящихся к сфере теневой экономики. Когда около двух третей товаров “челночного” импорта проходит через таможенные границы беспошлинно[72]
, потери российской казны становятся проблемой национальной безопасности.[73]
Наконец, коммерческая практика последних пяти лет, когда наряду с административными стали осуществляться и меры таможенно-тарифного и налогового регулирования ВЭД, убедительно показывает те недостатки, те пробелы в нормативно-правовой базе, которые снижают эффективность указанных мер. Поэтому открытие российской экономики, будучи поспешным и неподготовленным, не ведет к внешнеэкономическому равновесию, усиливая сложившиеся еще в эпоху СССР перекосы в структуре внешнеторгового баланса России. В этих условиях возврат к монополии внешней торговли на отдельные виды товаров и временное расширение административных методов воздействия на участников ВЭД, на наш взгляд, вполне допустимы. Назрела необходимость в принятии нового Таможенного кодекса РФ, поскольку прежний уже выполнил свои задачи.
|