Ранее, в период 1991 — 1994 гг., тарифные льготы предоставлялись отдельным предприятиям, организациям (в том числе посредническим) и регионам РФ. Льготные тарифы в ВЭД для избранных создавали почву для различного рода экономических правонарушений, привлекали криминальные структуры к таким организациям, позволяя им, в частности, ввозить в Россию огромное количество дешевой алкогольной продукции и сигарет, не облагаемых акцизными сборами. Поэтому Законом РФ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" № 31- ФЗ от 13 марта 1995 г. они были отменены и в дальнейшем отдельным юридическим лицам не предоставлялись.
Важно также отметить, что статья 13 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" не допускает иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, кроме рассмотренных ранее таможенно-тарифного и налогового регулирования и нетарифного регулирования. Не допускаются иные формы вмешательства и установление иных торговых ограничений ни органами государственной власти РФ, ни органами государственной власти субъектов РФ.
Регулирование же других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации: Законами РФ "Об иностранных инвестициях", "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах", "О соглашениях о разделе продукции", а также Указами Президента РФ "О мерах по стимулированию экспорта", "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров".
Таким образом, в 90-х годах в России произошли существенные преобразования в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности всех ее участников — и государственных структур, и предприятий, и посредников. Но в целом они, будчи “вмонтированными” в заранее определенную модель перехода к рынку через “либерализацию”, не смогли, да и не смогут в дальнейшем, на наш взгляд, привести к нормальному механизму регулирования ВЭД.
Дальнейшее развитие существующего механизма регулирования внешнеэкономической деятельности России теперь во многом зависит от активности регионов. Разработка продуманной и взвешенной концепции региональной внешнеэкономической политики должна, по нашему мнению, опираться на всесторонний учет тенденций и динамики состояния экономики области, точное определение приоритетов структурной, инвестиционной и региональной политики, направлений и принципов формирования нормативно-правовой базы деятельности области в сфере внешнеэкономической деятельности, а также разработку целевых комплексных программ для этой сферы экономики региона, в частности по регулированию ВЭД торговых посредников, созданию полноценного оптового звена.
Итак, мы рассмотрели состояние ВЭД региона, приоритеты во внешнеэкономической политике местных органов государственной власти, комплексные целевые программы. Рассмотрим более подробно.
Орловская область, которая расположилась в самом центре России, традиционно еще с самых первых десятилетий существования Орловской губернии[66]
была связана многочисленными торговыми путями со многими ре гионами России и зарубежными странами. Структура промышленного потенциала области накануне рыночных реформ позволяет области поддерживать внешнеэкономические связи с 62 странами практически всех континентов.
За годы рыночного реформирования и распада СССР количество и качество таких связей резко снизилось. Но в целом Орловская область продолжает поддерживать внешнеэкономические связи с многочисленными партнерами в ближнем и дальнем зарубежье. Об этом свидетельствуют данные о ввозе и вывозе продукции за 1992 — 1998 годы, представленные на рис. 8.[67]
Рис. 8. Внешнеторговый оборот Орловской области в 1992
— 1998 годах
По данным Орловской таможни, в 1997 году субъектами — участниками внешнеэкономической деятельности в области являлись 2135 хозяйствующих субъекта, в том числе более 300 торгово-посреднических фирм. Среди хозяйствующих субъектов-участников ВЭД в Орловской области в 1997 году отмечены:
—товарищества с ограниченной ответственностью .35% ;
— акционерные общества закрытого и открытого типа 30% ;
— колхозы и фермерские хозяйства 15% ;
— государственные предприятия 9% ;
— предприятия и организации прочих организационных форм 11%
Субъекты ВЭД Орловской области осуществляют экспортно-импортные операции с 62 странами мира, в том числе с 10 странами СНГ.
|