Приступая к рыночным реформам, важно, как свидетельствует опыт других стран, не совершать резких, неподготовленных переходов от прямых к косвенным методам регулирования. Сохранить взаимосвязывающий интерес увеличения прибыли для хозяйственных субъектов — участников ВЭД и государства может только создание стимулирующего экономический рост хозяйственного механизма внутри страны.
К сожалению, 90-е годы стали для России временем создания, наоборот, дестимулирующего экономический рост экономического механизма. По мнению отдельных авторов,[64]
он сложился в ходе реализации модели экономического реформирования, включающей в себя: а) массовую форсированную приватизацию; б) одномоментную либерализацию цен; в) разовое “открытие” экономики внешнему миру; г) рестриктивную денежно-кредитную политику; д) жесткий налоговый прессинг производителей.
Как видно из перечня элементов дестимулирующего экономического механизма, одномоментное открытие экономики (по степени либерализации внешнеэкономических связей Россия сразу же превзошла страны с прочными рыночными традициями) является заранее спланированным действием правительства в угоду осуществлению своих представлений о модели экономического реформирования, которая должна “запустить” рыночные механизмы в России. При этом все аргументы по прошествии семи лет реформ о том, что такое “открытие” экономики внесло весомый вклад в “усечение” отечественного производства, по-прежнему отвергаются.
Именно поэтому регионы, вводя новые механизмы регулирования ВЭД, основанные преимущественно на экономических методах, должны с разумной осторожностью применять эти “методы”. Проанализируем, в чем их новизна по сравнению с нетарифными методами регулирования ВЭД.
В ходе преобразований механизма регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий экспортеров-импортеров и торговых посредников в течение 1991 — 1997 годов были апробированы на практике следующие элементы нетарифных ограничений, носящих по преимуществу административный характер (см. рис. 6).
Во-первых, регистрация экспортных контрактов. Во-вторых, квотирование, лицензирование, контингентирование экспортно-импортных операций, т. е. количественные ограничения на ведение внешнеэкономической деятельности. В-третьих, меры по экспортному и импортному контролю за поставкой товаров в режиме “особого порядка экспорта”, за вывозом лицензируемых товаров, за сертификацией импортных товаров. В-четвертых, введение различных льгот для экспортеров (импортеров) и торговых посредников: по экспортным пошлинам, по импортным пошлинам, по уплате таможенных платежей подакцизных товаров и, наконец, полное освобождение от таможенных пошлин. Именно этот элемент нетарифного регулирования ВЭД вызвал в России поток злоупотреблений, переросших затем в ряд громких уголовных дел. В-пятых, в последние годы предпринимаются попытки вернуться к государственной монополии на экспорт и импорт тех товаров и услуг, которые первоначально были отняты у государственных торговых посредников (так, с 1 октября 1998 года была вновь введена монополия государства на ввоз и вывоз спиртных напитков).
Что показала практика нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в эти годы? Прежде всего — их небольшую экономическую отдачу для экономического благополучия страны. Но зато за счет этих мер наибольшую экономическую отдачу получили те, кого правительство посчитало “избранными”.
В целом, несмотря на попытки в ходе либерализации внешнеэкономической деятельности изменить методы нетарифного ограничения, по-прежнему главными остаются регистрация, лицензирование, квотирование и контингентирование, экспортный, импортный и валютный контроль, декларирование товара, система различных льгот. Правда, регистрация с июня 1992 г. была обязательной только для спецэкспортеров. Первоначально (с 1989 г.) необходимость регистрации предусматривалась для всех субъектов ВЭД, которые в процессе ее прохождения получали свидетельство на осуществление внешнеторговых операций.
Регистрация позволяла государству не только отслеживать численность участников внешнеторговых операций, но и обеспечивать оперативный контроль за изменением характера их экспортной деятельности. С частичной отменой регистрации этот контроль был утрачен, что и нужно было “сделать” для реализации полной “либерализации” ВЭД. В настоящее время для российских экспортеров остался лишь один вид регистрации — регистрация экспортных контрактов на конкретные виды товаров сырьевого происхождения (энергоносители, цветные металлы, деловая древесина, удобрения, пшеница и т. д.).
Квотирование и лицензирование, несмотря на процессы либерализации, продолжают оставаться в числе основных мер нетарифного ограничения российского экспорта и импорта. Вместе с тем список товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям в объеме установленных квот, сократился в 1996 году по сравнению с 1992 годом в несколько раз, когда лицензированием было охвачено 90% объема экспорта из России.
|