Импортные пошлины в отличие от экспортных широко используются в мировой практике и в механизме государственного регулирования выполняют три основные функции: регулирующую, фискальную, корректировочную.
Регулирующая функция импортного тарифа предлагает меры воздействия на внутреннюю экономику — от протекционизма до содействия развитию и насыщению рынка. Это достигается как увеличением ставок, так и снятием экономических ограничений на ввоз в Россию импортных товаров и услуг, а также предоставлением льготного режима по сравнению с национальным, к примеру, в свободных экономических зонах. Но это в теории. На практике семь лет реформ импорт не столько развивал отечественный рынок, сколько способствовал его деградации.
чем отличается мята от мелиссы Фискальная функция проявляется обычно в установлении высокого уровня ставок импортных тарифов на ограниченную номенклатуру товаров. Ей присущ временный характер, как, впрочем, и корректировочной функции, с помощью которой достигается не столько сопоставимость импортных (мировых) и внутренних цен, сколько сокращение импортных потоков и изъятие доходов в пользу бюджета.
Важная роль импортных пошлин заключается в обеспечении стимулирования собственного производства, защиты его от иностранной конкуренции и рационализации товарной структуры насыщения рынка импортными товарами. В России эти возможности импортных пошлин используются пока крайне недостаточно.
В российской практике импортные тарифы впервые были введены еще в 1981 г., в процессе обеспечения централизованных импортных закупок. Однако внешнеторгового, регулирующего характера они тогда не имели, т. к. были "вмонтированы" в плановую экономику. В настоящее время во внешней торговле используются в основном адвалорные импортные пошлины, начисляемые к таможенной стоимости товара и дифференцированные в зависимости от страны его происхождения. Лишь в отношении отдельных товаров (алкогольные напитки, подержанные автомобили) используются комбинированные, специальные (деликатесные и спиртосодержащие продукты) и сезонные (овощи, фрукты) пошлины, а также антидемпинговые для защиты отдельных отраслей отечественной промышленности.
Начиная с 1993 г. сдерживание импорта в Россию (прежде всего коммерческого) обеспечивается с помощью не только таможенных тарифов, но и налогообложения. Налоговая система в сфере ВЭД, объектами налогообложения которой являются прежде всего доходы ее участников, стоимость определенных экспортных и импортных товаров, отдельные виды экспортных и импортных операций, добавленная стоимость и т. п., складывается из совокупности налогов, сборов и других платежей, которые взимаются в установленном государством порядке. Из действующих в настоящее время сорока четырех видов налогов (до принятия Налогового кодекса РФ)[65]
в России на внешнеэкономическую сферу распространяется более одной четверти их общего числа, из которых складывается налоговое регулирование.
Первоначально оно было представлено такими его элементами, как налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, а впоследствии дополнено специальным налогом (СН) на импорт. Все три вида налога являются универсальными фискальными инструментами, обеспечивающими регулярность налоговых платежей. Плательщиками НДС, акцизов и спецналога являются декларанты (в момент таможенного оформления), а это, как правило, таможенные брокеры либо контрактодержатели (при предоставлении отсрочки по оплате, пересчете платежа, взыскании штрафа), а это, как правило, контрактодержатели-комиссионеры.
Обобщая используемые сегодня принципы налогового регулирования внешнеэкономической деятельности, можно отметить, что они в отличие от таможенно-тарифного регулирования распространяются и оказывают влияние не только на внешнеторговые операции, но и на сами объекты ВЭД в процессе обычной хозяйственной деятельности на внутреннем рынке через другие (помимо НДС, спецналога и акцизов) налоги — налоги на прибыль, на имущество, на рекламу, сбор за регистрацию или лицензирование и т. п. Таким образом, при постоянном ведении посреднических операций во внешнеэкономической сфере фирмы подвергаются достаточно тяжелому налоговому бремени, что подталкивает многих из них к уходу в теневую экономику.
Что касается такой формы тарифного регулирования, как тарифные льготы, то в Законе РФ "О таможенном тарифе" содержится норма, в соответствии с которой при осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий, а также ввозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами РФ, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определенном законодательством России.
|