Конечно, мы не разделяем распространенное мнение о том, что государство на начальном этапе экономических реформ (1992 — 1993 гг.) полностью устранилось от контроля за внешнеторговыми операциями. Но приведенные ранее факты и их анализ показывают, что механизм регулирования ВЭД, построенный при полном игнорировании опыта советского этапа его эволюции, в основном рассчитанный на “саморегулирование при помощи невидимой руки рынка”, не оправдал возложенных на него задач.
Что же касается деятельности внешнеторговых посредников, то они практически полностью выпали из поля зрения государственных органов, регулирующих ВЭД, что в сочетании с открытием доступа на внешний рынок не только юридических, но и физических лиц дало в 1992 — 1993 годах всплеск не контролируемых государством перемещений товаров и услуг через границу РФ. Если первый вариант механизма регулирования ВЭД “образца 1989 года” предусматривал специальную регистрацию внешнеторговых посредников, то Указ № 213 отменил ее и тем самым, по сути дела оставил на несколько лет их деятельность без специального механизма государственного регулирования. Если свести в единую таблицу основные элементы механизма управления внешней торговлей до 1991 года и после него, то из нее видно, что деятельность внешнеторговых посредников по сути дела перестала выделяться как объект специального государственного регулирования.
Из таблицы 3 видно, что народнохозяйственный эффект внешнеэкономической деятельности, и внешней торговли в том числе, взаимосвязь ее с производством и внутренним рынком, ее товарная и географическая структура практически выпали из поля зрения государственных органов и не нашли отражения в механизме регулирования ВЭД (механизм регулирования внешней торговли как подсистемы), поэтому и не был обеспечен в должной мере баланс интересов государства и интересов хозяйственных субъектов, будь то предприятия или регионы.
Эти недостатки остались неустраненными при перераспределении полномочий Федерации и регионов в области внешнеэкономической деятельности, начавшихся, как уже отмечалось, в 1995 году. При построении механизма регулирования ВЭД на уровне регионов местные органы государственной власти получили “в наследие” почти полное отсутствие реальных рычагов воздействия на региональный экономический эффект от внешней торговли, на деятельность основных групп внешнеторговых посредников, их поведение на внутреннем рынке.
Практически отсутствовал механизм государственного воздействия на товарную и географическую структуры экспорта и импорта субъекта РФ. В рыночные реформы регионы России вошли с той структурой экспортно-импортных операций, которая существовала еще при советской власти.
Таблица 3[63]
Основные элементы механизма управления внешней торговлей Накануне реформ | На начальном этапе реформ | 1. Административные методы
Плановые директивы, включая
экспортные квоты, лимиты импорта, задания по валютной выручке.
Регистрация участников внешне-экономической деятельности.
Регистрация внешнеторговых посредников. |
Планово-индикативные показатели, включая поставки для государственных
нужд, экспортные квоты.
Регистрация спецэкспортеров сырья и
контрактов на его экспорт.
Валютный контроль. | 2. Экономические методы
Налоги на экспорт и импорт.
Кредитование и расчеты через систему государственных банков.
Договоры по экспорту и импорту с внешнеторговым посредником. |
Экспортный и импортный тарифы.
Кредитование и расчеты через коммерческие банки.
Договоры по экспорту и импорту с внешнеторговым посредником.
| 3. Валютные регуляторы
Множественный курс рубля.
Нормативы отчисления в валютные фонды предприятий, обязательной продажи валюты предприятий, обязательной продажи в фонд погашения внешнего долга, в союзно-республиканский и республиканские фонды.
Централизованное распределение
валюты на нужды импорта. |
Биржевой курс рубля.
Нормативы отчисления в валютные
фонды предприятий, обязательной продажи валюты на внутреннем рынке.
Рыночное распределение валюты среди
импортеров. |
|