На территории России установлены единый порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта для всех субъектов ВЭД, независимо от места регистрации и форм собственности, включая СП и торгово-посреднические фирмы.
Ограничение экспорта квотируемой и лицензируемой продукции обеспечивается рамками определенного контингента (перечня) товаров, выступающего как элемент нетарифного ограничения, получивший название контингентирование.
Подшипник skf 22310 22310 подшипник аналог. Что касается порядка регламентирования импорта, то здесь, несмотря на формально существующее положение о его лицензировании, фактически отсутствуют какие-либо количественные ограничения по ввозу товаров (за исключением отдельных групп). Вместе с тем при объемах импорта, достигших в 1996 году 61,5 млрд. долларов, оказывается вне контроля довольно значительный поток товаров, что позволяет рассматривать импортные контракты как один из каналов утечки валюты из России.
Составной частью нетарифного ограничения выступает система контроля за экспортом и импортом. Основной целью системы экспортного контроля (так называемый "особый порядок экспорта") является защита государственных интересов России в условиях включения в сферу ВЭД конверсии оборонной промышленности и соблюдения международных обязательств по нераспространению особо опасных видов оружия массового поражения.
Обеспечением единого государственного экспортного контроля занимаются Комиссия по экспортному контролю (КЭК) при Правительстве РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ФСВЭК) и их представители в регионах. При администрации Орловской области создана валютно-кредитная комиссия для координации экспортно-импортных поставок.
Контроль за импортными поставками обеспечивается путем обязательной сертификации ввозимых товаров, требующих подтверждения их безопасности. В перечень данных товаров включены в основном продукты питания, табак, моющие и чистящие средства, ветеринарные вакцины, отдельные виды жидкого топлива, смазочные масла и другие позиции.
Мерами нетарифного ограничения внешнеэкономической деятельности следует считать также льготы, предоставляемые только в соответствии с Законами "О таможенном тарифе”, "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и Таможенным кодексом России. Ими являются, например, льготы в отношении импортных подакцизных товаров из отдельных государств (в основном из СНГ). Льготы распространяются также на уплату таможенных пошлин экспортерами в некоторых отраслях (флот рыбной промышленности) и т. д.
Таможенные формальности как метод нетарифного ограничения, предполагают определенную последовательность таможенных процедур, связанных с экспортом (импортом) груза и его обработкой в условиях различного таможенного режима, требования к оформлению таможенных документов, а также правила перемещения товара физическими лицами ("челноками") через таможенную границу. Таможенные правила и процедуры базируются прежде всего на положениях Таможенного кодекса РФ и нормативных актов ГТК России.
Для перехода от административных к экономическим методам регулирования ВЭД нужен механизм таможенно-тарифного и налогового регулирования внешнеторговой деятельности, который в России развит в гораздо меньшей степени, чем система нетарифных ограничений, которая в настоящее время по существу превратилась в экспортный контроль. Таможенный механизм начал формироваться в России с момента создания таможенных границ, принятия закона о таможенном тарифе и Таможенного кодекса РФ (1993 г.). Несмотря на то, что таможенное регулирование отстает от принципов механизма координации ВЭД в целом, оно развивается на экономической основе и складывается из нескольких частей. В литературе по внешней торговле принято выделять три основных элемента экономического регулирования со стороны государства: введение таможенных пошлин на экспорт и импорт товаров и услуг; введение налогов на импорт — налога на добавленную стоимость, акциза и спецналога; установление тарифных льгот.
Экономическое регулирование ВЭД в России берет начало с принятием Закона РФ от 16 апреля 1993 года “О таможенном тарифе”. Этот Закон определяет виды таможенных пошлин, порядок установления ставок, порядок начисления, уплаты и взимания пошлины, тарифные льготы. Для нашей страны, для хозяйствующих субъектов и торговых посредников тарифное регулирование явилось принципиально новым способом взаимодействия с государством и с зарубежными партнерами. С принятием этого Закона ясно обозначилась эволюция механизма регулирования ВЭД в сторону экономических методов управления.
Правовой основой таможенно-тарифного регулирования импорта являются Закон РФ "О таможенном тарифе", Закон "О налоге на добавленную стоимость", Закон "Об акцизах". В частности, последние два закона вводят внутренние налоги на импортируемую продукцию. Основой тарифного регулирования импорта также являются ряд Указов Президента РФ и развивающие их постановления правительства.
|