Вот почему нам ближе точка зрения, рассматривающая механизм регулирования внешнеэкономической деятельности торговых посредников (торговых домов, индивидуальных предпринимателей) как идентичный механизму регулирования ВЭД всех других хозяйствующих субъектов, включая и государственный сектор.
Тем не менее теоретически, в целях более детального анализа, вполне допустимо, на наш взгляд, выделять в общей схеме основных элементов механизма регулирования внешнеэкономической деятельности региона (рис. 7) подсистему регулирования ВЭД торговых посредников. Для Орловской области она выглядит так, как показано на рис. 10.
Рассмотрим отдельные элементы этого механизма в контексте существующей хозяйственной практики и происходящей эволюции государственного регулирования ВЭД России.
1. Всякий хозяйствующий субъект для того, чтобы иметь право заниматься внешнеэкономической (в том числе и внешнеторговой) деятельностью, должен отразить этот вид предпринимательской деятельности в своем Уставе, который проходит экспертизу и регистрацию в регистрационной палате г. Орла или в отделах по регистрации предпринимательских структур при городских администрациях области. В том случае, если юридическое лицо начинает заниматься внешнеторговой деятельностью, а это не было предусмотрено его Уставом, регистрирующий орган вправе прекратить деятельность данного юридического лица.
| | | | | | | | | | | | | | Регистрационная палата г. Орла, отделы по регистрации предпринимательства администраций городов и районов области | | | Областной комитет по лицензированию и сертификации | |
Рис. 10. Основные элементы механизма регулирования ВЭД торгово-
посреднических фирм и индивидуальных предпринимателей Орловской области
Желая избежать подобной возможной ситуации, предпринимательские структуры различных организационно-правовых форм (производственные кооперативы, акционерные общества, государственные и муниципальные предприятия, полные товарищества, товарищества на вере и другие), а также некоммерческие организации (фонды, учреждения, ассоциации и другие) с первых же шагов возрождения предпринимательства в России стремились внести в свой Устав, в свои учредительные документы как можно больше различных видов деятельности, включая посредничество и внешнеэкономическую деятельность.
Такая “широта” уставных документов, естественно, страховала нарождающийся слой частных собственников от возможных неудач при занятии основным своим делом — производством той или иной полезной обществу продукции. Когда же выяснилось, что вся система малого предпринимательства и фермерства в России брошена без поддержки государства на “самовыживание”, что побочные виды деятельности, занесенные в Устав, такие как торгово-закупочная или внешнеэкономическая, помогли новым собственникам переориентироваться в бизнесе и заняться более прибыльным, чем производство товаров, делом — экспортно-импортными операциями.
До сих пор имеются огромные расхождения в цифрах, фиксирующих число хозяйствующих субъектов России, имеющих право на экспортно-импортные операции, и число хозяйствующих субъектов реально осуществляющих хотя бы одну экспортно-импортную операцию в год. Поскольку в целом по РФ статистика не дает такого соотношения, сошлемся на данные Орловской таможни. В первом полугодии 1997 г. из 2135 возможных участников ВЭД осуществляли экспорт или импорт только 360 хозяйствующих субъектов или 16,8%. Не случайно сравнительный анализ итогов 1996 и 1997 годов по линии Орловской таможни показал, что реального прироста участников внешнеэкономических сделок (без “челноков”) ни в 1996, ни в 1997 году в области не произошло.[69]
|