Другим регулирующим методом является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:
приобретение части кредитных институтов государством путем национализации;
организация новых учреждений как дополнение к частным;
долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.
Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.
Система государственного регулирования финансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений. Современному механизму регулирования в значительной степени способствовали такие события, как кризис 1923-1933 годов, послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х годов, инфляция и банкротство коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х годах.
Российская система государственного регулирования сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран1.
Глава 4 . Инвестиционный рынок и его место в структуре финансового рынка
Производственная сфера экономики России сегодня находится в глубоком кризисе, одним из наиболее отрицательных результатов которого стал резкий спад инвестиционной деятельности. Сокращение объема инвестиций ведет к губительным последствиям, отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Производственные инвестиции - это будущие основные средства производства, основной капитал. Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики в 5 раз ускорило процесс старения материально-технической базы и технологическое отставание от развитых стран мира и породило неблагоприятные процессы долгосрочного характера:
-утерю большей части производственно-технического потенциала страны;
-регрессивные, структурные сдвиги в виде сокращения удельного веса высокотехнологических отраслей и производств;
-физическое и моральное старение производственного аппарата экономики;
В определенной мере все это – результат того, что инвестиционный рынок утратил то значение, которое у него было и которое должно быть в функционировании финансового рынка в целом, что во многом объясняется неразвитостью его институциональной среды. Для компенсации потерь и полного восстановления утраченного экономического потенциала России потребуются не только огромные финансовые и материальные ресурсы, но и решение ряда экономических проблем институционального характера.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|