Возврат в Орловской области к такому эффективному инструменту государственного регулирования (оказавшемуся весьма эффективным в экономике рыночного типа и особенно, по нашему мнению, необходимому в экономике переходного периода), как среднесрочное экономическое программирование, становится шагом, преодолевающим рыхлость государственного управления экономическими процессами в сегодняшней России. Теоретическое обоснование возврата к усилению государственного регулирования кризисной экономики дано в трудах академика РАСХН Строева Е. С.[81]
Таким образом, переход на качественно иной уровень управления экономикой области в целом на базе возврата к отброшенным с начала рыночных реформ элементам государственного экономического программирования потребует и концепцию внешнеэкономической деятельности “привязать” к этой стратегической задаче, что заложено в Законе Орловской области “О промышленной политике в Орловской области” (статья11, п. 10). А следовательно, курс на достижение внешнеэкономического равновесия при помощи государственного регулирования экономики области становится приоритетным.[82]
Чем сегодня располагает регион для воздействия на отдельные параметры внешнеэкономического равновесия, какую роль в этих процессах отводят местные органы власти посредникам?
Во-первых, Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” предоставил полномочия субъектам РФ по формированию и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности. Это позволяет использовать на региональном уровне такой экономический метод регулирования деятельности торговых посредников, как государственное экономическое программирование. Региональная экономическая программа внешнеторговой деятельности на средний срок (3 — 5 лет) — это комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития внешнеторгового комплекса региона, средств их достижения, органов, ответственных за их использование в установленные сроки и за контроль, обеспеченный достаточным целевым финансированием и правовой базой.
В связи с переходом в Орловской области к новой концепции управления, базирующейся на активном внедрении в рыночное хозяйство элементов государственного регулирования экономики, поставлена задача разработки региональной среднесрочной программы не только внутренней, но и внешней торговли. В ней предусматривается целый ряд мероприятий, направленных на регулирование деятельности торговых посредников, повышение их участия в обслуживании интересов наметившегося подъема промышленного и сельскохозяйственного производства региона при полном соблюдении принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации, а также основополагающего принципа предпринимательства, основанного на частной собственности, — свободы принятия хозяйственных решений.
При переходе к составлению среднесрочных программ развития внешнеторговой деятельности на региональном уровне в рыночных условиях опыта планирования, накопленного в советский период, когда по команде из ЦК КПСС или Совета Министров СССР в каждой республике, крае, области составлялись мероприятия по решению того или иного хозяйственного вопроса на местном уровне, уже недостаточно. Потому, что впервые встает экономико-политическая проблема согласования интересов частного капитала и государственных интересов. В рыночной экономике они не всегда совпадают, а равенство форм собственности (государственной, коллективной, частной) перед законом требует особых процедур согласования этих интересов, исключающих административное принуждение.
|