До сих пор, несмотря на негативные результаты поспешной приватизации практически во всех странах СНГ, либеральные экономисты, как зарубежные (А. Ослунд, М. Фридман, Дж. Сакс и др.), так и отечественные (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Улюкаев и др.), продолжают настаивать на дальнейшем сокращении государственного сектора в экономике России, считая, что он порождает иждивенчество и коррупцию, глушит инициативу и активность людей. При этом практически обходится молчанием тот факт, что наиболее последовательно проводившая разгосударствление экономики Молдова, доведшая к 1997 году долю государственных и муниципальных предприятий до 8 процентов от общего числа всех хозяйственных субъектов, не обеспечила ни экономического роста, ни социального развития общества ни по одному из основных показателей. Поэтому нам ближе точка зрения группы экономистов, считающих, что разгосударствление при создании смешанной экономики должно иметь разумные пределы, определяемые прежде всего экономической и социальной эффективностью.[87]
Доля государственного сектора в различных отраслях и регионах так же должна выявляться критериями экономической целесообразности.
Применительно к внешнеэкономической сфере и деятельности посредников государственный сектор как инструмент государственного регулирования экономики означает по сути дела создание в регионах института государственных торговых посредников во внешнеэкономической сфере. На федеральном уровне, как отмечалось ранее, крупные государственные внешнеторговые организации-посредники были выведены из прямого и косвенного подчинения министерствам и ведомствам, в первую очередь МВЭС России, путем акционирования. В регионах же до начала реформ вообще не было организаций — государственных посредников в ВЭД. Означает ли это полную непригодность государственного сектора в этом элементе коммерческой инфраструктуры?
В монографиях по истории приватизации[88]
, написанных сторонниками либерализации ВЭД, ликвидация государственных посредников во внешней торговле была оценена как крупный успех нынешнего реформаторского курса правительства Гайдара-Черномырдина. Действительно, доля государственного сектора (ГС) во внешней торговле стремительно сокращалась все годы реформ. Считалось, что торговля в целом и внешняя торговля в частности должна вся (или почти вся) перейти в частные руки. Усилиями этих правительств эта схема навязывалась всем регионам, в том числе и Орловской области. Быстрые темпы приватизации в сфере торговли и общественного питания, свойственные первой половине 90-х годов, не позволили вовремя определить ее разумные пределы. На сегодняшний день, к примеру, 98% предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания г. Орла перешли в долгосрочную аренду, выкуплены юридическими или физическими лицами в собственность.[89]
Но итоги функционирования отрасли в 1996 и 1997 гг. показали неэффективность сплошной приватизации, бездумного сокращения госсектора.
Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9
|