Ясно, что в условиях почти стопроцентной приватизации предприятий оптовой и розничной торговли и полного отсутствия контрольных функций за внешнеторговой деятельностью “челноков” и индивидуальных предпринимателей разработка и составление областной программы по развитию внешней торговли представляет нелегкую теоретическую и организаторскую проблему.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что частный капитал действует в соответствии с такой программой только в том случае, если органы государственной власти в регионах гарантируют ему в долгосрочном плане более высокие прибыли, чем он мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программирующим органом. Иначе такая программа становится только средством дополнительного морального убеждения широких кругов предпринимательства (и иностранных участников внешнеторговой деятельности) следовать целям государственного регулирования экономики.
Программа становится выполняемой, если государство и его органы на местах могут обеспечить частным компаниям некоторую дополнительную массу прибыли в силу своих финансовых возможностей — частичного отказа от бюджетного доходов, расходования бюджетных средств на поощрение частных компаний.
При составлении программ внешнеторговой деятельности региональные органы управления по Закону о внешней торговле могут рассчитывать только на финансовые возможности своих регионов. Предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, создавать страховые и залоговые фонды, давать налоговые льготы в регионе можно только в расчете на собственный бюджет. Федеральные власти никак не отвечают по обязательствам субъектов РФ.
При нынешних скуднейших бюджетах подавляющего большинства субъектов РФ, которых не хватает на самые элементарные нужды (зарплата бюджетникам), расходование бюджетных средств на структурную перестройку внешнеторговой сферы не является приоритетным. Вот почему, на наш взгляд, криминальные структуры все прочнее обосновываются во внешнеторговой деятельности многих регионов России, подчас подчиняя своим интересам не только торгово-посреднические фирмы, ввозящие импорт, но и предприятия — экспортеры ценнейших видов продукции (цветные металлы, нефть и газ, продовольствие). И все-таки программы внешнеторговой деятельности на несколько лет вперед указывают объекты и мотивацию приложения усилий как российскому, так и иностранному капиталу. Они служат ориентиром, гарантом определенного рынка, вносят ясность в условия и правила экономической “игры” в регионе. Последнее условие очень важно для привлечения иностранных инвестиций в регион.
|