Не случайно в силу именно этих обстоятельств Орловская область стала привлекательной для иностранных инвесторов, войдя по итогам 1997 года в десятку территорий с наибольшим объемом инвестиций в расчете на одного жителя.[83]
Региональные программы развития внешнеторговой деятельности, а также финансовый план как ее составная часть должны утверждаться органами законодательной власти субъектов РФ. Точно так же, как это практикуется в Орловской области, где областной Совет народных депутатов раз в год заслушивает отчеты об их исполнении.
Следует отметить, что в странах с развитой экономикой, имеющих федеративное устройство, уже несколько десятилетий принимаются и усиленно осуществляются среднесрочные программы экономического развития различных регионов (земель, кантонов, департаментов, префектур и т. п.). При этом используются методы экстраполяции, оценки кумулятивного эффекта (перехода накопления количественных показателей в новое качество), социологических опросов и расчета коэффициентов достоверности ответов, линейной оптимизации процессов, построения межотраслевых балансов, а также метод экспертных оценок.
В нашей стране понятие “государственное программирование экономики” проникло в экономическую науку из известного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года “Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы”. Связано это было с освоением советской экономической наукой программно-целевого метода[84]
. Программно-целевой метод явился качественно новой формой планирования, основывающейся на системном подходе к организации управления.
На рубеже 70-х — 80-х гг. были разработаны и первые региональ ные комплексные программы[85]
. Однако ухудшение состояния советской экономики, начавшаяся как попытка решить нарастающий ком социально-экономических проблем и завершившаяся неудачей “перестройка” не позволили широко внедрить этот метод в государственное управление экономикой, а тем более освоить его местными органами управления. Вплоть до начала рыночных реформ в 1991 году в областях и автономных республиках РФ преобладал проверенный годами метод планирования экономики “от достигнутого”, а программно-целевое управление в большинстве своем осталось предметом обсуждения в научных кругах и темой диссертационных работ.
Но были и исключения. В ряде областей Российской Федерации программно-целевой метод дал неплохие результаты, будучи примененным к аграрному сектору экономики. Так, на Орловщине в конце 80-х годов было реализовано несколько комплексных региональных программ развития АПК — “Программа 100”, “Программа 60”, по внедрению арендного подряда на селе, опытом которых заинтересовалась вся страна. По этому вопросу здесь было проведено несколько Всесоюзных научно-практических конференций и семинаров. Экономические результаты этих программ таковы: с 1986 по 1990 год объем сельхозпродукции в области вырос на треть.
|