И все-таки, на наш взгляд, инструменты государственного регулирования экономики в полном объеме, как это сложилось на Западе, в российских регионах так и не были освоены. Поэтому предоставление совершенно определенных полномочий по регулированию внешнеэкономической, внешнеторговой деятельности по новой Конституции для органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ представляет крупную теоретическую и практическую проблему.
Программно-целевое управление в условиях планово-распределительной экономики, государственное регулирование экономики на уровне регионов при переходе к рыночной экономике одинаково требуют полноты информации об управляемых объектах. Нынешнее состояние государственной статистики, таможенной статистики, отчетности налоговых органов, органов лицензирования и сертификации, органов регистрации предпринимательских структур, как это было показано в предыдущем параграфе, не позволяет пока регулирование внешнеэкономической деятельности в конкретном регионе перевести на программно-целевой метод. В еще меньших объемах освоены региональными управленческими структурами такие методы как метод экстраполяции, метод экспертных оценок и т. п.
Программно-целевое управление связано с определенной политической волей региональных властей. В Орловской области с января 1998 года управления и комитеты администрации области, горрайадминистрации приступили к разработке предварительного проекта прогноза социально-экономического развития области и ее территорий на 1999 год и на период до 2001 года, т. е. это типичный пример среднесрочной программы. По замыслу областной администрации этот проект разрабатывается в целях завершения создания полноценной и всеобъемлющей рыночной инфраструктуры, полномасштабного развертывания индустриального, аграрного и продовольственного оптового рынков, подготовки комплексной программы развития малого и среднего предпринимательства, выработки системы мер по укреплению общеэкономической устойчивости предприятий.[86]
Программирование регионального внешнеэкономического комплекса органично вписывается в этот замысел, а создание полноценной и всеобъемлющей рыночной инфраструктуры подразумевает и целевые подпрограммы по развертыванию в интересах социально-экономического развития области различных элементов коммерческой инфраструктуры - оптовых рынков, института посредников и т.п.
Во-вторых, вслед за государственным программированием в ряду форм регулирования внешнеэкономической деятельности посредников в регионе выступает создание государственного сектора во внешнеэкономической сфере. Государственный сектор широко используется как инструмент в сочетании с другими средствами регулирования для достижения практически всех государственных социально-экономических целей. Государственный сектор не может не участвовать в международных связях по экспорту и импорту, не может отстраниться от посреднического обслуживания крупных экономических проектов, реализуемых регионами совместно с другими странами. Тем более неверной является трактовка государственной собственности в странах с рыночной экономикой как разновидности частной собственности. Ее функции в народном хозяйстве, критерии эффективности коренным образом отличаются от соответствующих характеристик частной собственности.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9
|